Rzdfine.ru

РЖД Финанс
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вы здесь

взаимозачет

Прекращение требования происходит путем проведения по заявлению одной из сторон зачета встречного обязательства с наступившим сроком исполнения, либо для которого он не установлен, либо по требованию кредитора.

Также в исключительных случаях допускается зачитывать требования, срок исполнения которых ожидается в будущем.

Прекращение обязательств может быть полным или частичным. При этом определение суммы зачета происходит по наименьшей задолженности с аналогичным размером части встречного обязательства. То есть у второй стороны остается часть непогашенной суммы.

Существуют случаи, при которых нельзя проводит зачет. Это требования, связанные с исполнительными делами по алиментам, возмещением вреда здоровью и жизни, пожизненным содержанием, а также обязательства, по которым истекла исковая давность и другие.

Нельзя проводить взаимозачет между организациями, если в отношении одной из них начата процедура банкротства. Здесь удовлетворение требований должно происходить в порядке очереди кредиторов.

Погашаемые обязательства должны быть однородными. Нельзя проводит зачет задолженности, выраженной в рублях, требованием, предусматривающим, например, оказание какой-либо услуги.

Зачет взаимных требований оформляется актом, который составляется в свободной форме с включением обязательных реквизитов.

После проведения сверки любая из сторон может приступить к составлению акта зачета взаимных требований, который оформляется по одному для каждой компании.

Инструкция по заполнению акта взаимозачета

Акт имеет вполне стандартную структуру с точки зрения делопроизводства.

  • В «шапке» акта пишется название документа с коротким обозначением его сути. Далее вписывается населенный пункт, в котором ведет деятельность компания, выписывающая акт, а также дата его создания.
  • Затем указывается информация о первой компании: вносится ее наименование с указанием организационно-правовой формы (ИП, ООО, ОАО, ЗАО), должность ответственного лица (обычно здесь пишут Директор, Генеральный директор или указывают иного, уполномоченного на подписание подобного рода документов сотрудника) его фамилию, имя, отчество (полностью).
  • Указываем, на основании какого документа он действует (Устав, Доверенность, Положение и т.п.).
  • Далее аналогичная информация вносится о второй стороне: название организации, должность, фамилия, имя, отчество ответственного лица и документ, на основании которого он действует.

Акт взаимозачета — правильный образец 2021 года

Вторая часть акта касается подробных сведений о том, на основании каких договоров возникли взаимные задолженности (с указанием ссылки на них – номера и даты составления), а также полные их суммы с обеих сторон (цифрами и прописью).

Фиксируется факт согласия погашения взаимных финансовых (или иных материальных) претензий путем взаимозачета (здесь следует обязательно указать, полный или частичный взаимозачет). Если одна сторона должна второй большую сумму, то в акте следует прописать, в течение какого срока с момента его подписания, оставшийся долг должен быть погашен.

В завершающей части акт должен быть подписан всеми заинтересованными сторонами (здесь указывается должность, фамилия, имя отчество сотрудника подписывающего документ). Акт можно заверить печатями, но это не обязательно.

В акте взаимозачёта может фигурировать как две стороны (основной вариант), так и более. Каждой — свой экземпляр!

Как правильно составить акт взаимозачета в 2021 году

Как было сказано, в сделке могут принимать участие несколько сторон. Естественно, каждая из них должна получить по одному экземпляру акта. Однако основным и самым распространенным вариантом является участие в сделке двух сторон. Поэтому акт составляется в двух копиях.

Читать еще:  Субъекты трудового права и трудовых отношений

Для составления акта нет необходимости использовать какую-либо стандартную форму. Поэтому организации оформляют документ на собственном шаблоне. Также не запрещено составлять акт на обычном листе бумаги. Для этого рекомендуется использовать формат А4. Для внесения информации можно использовать компьютер, или указать данные от руки.

(Видео: «Проведение взаимозачета в 1С Бухгалтерия 8»)

Независимо от того, сколько экземпляров имеет документ, каждый из них должен иметь «живую» подпись директора компании. Вместо управленца сделать это могут другие сотрудники, уполномоченные подписывать документы подобного рода. По желанию сторон на документах можно проставить печати. Несмотря на то, что сейчас их использование не является обязательным, многие компании продолжают применять печати. В документе должны быть отображены следующие данные:

  • информация о сторонах, которые пришли к договоренности;
  • данные о том, как образовалась задолженность;
  • список обязательств;
  • итоговый размер задолженности.

В качестве приложений к акту можно использовать копии каких-либо документов, например, подтверждающих факт появления долга и причины его возникновения.

Особенности оформления одностороннего акта взаимозачета

Как уже было сказано, в определенных ситуациях акт может быть оформлен в одностороннем порядке. Сторона, которая собирается это сделать, обязана направить письменное уведомление контрагенту, сообщая о своем намерении. Для таких ситуаций необходимо использовать заказное письмо с уведомлением. Именно так отправитель будет иметь на руках документ, подтверждающий, что адресат получил письмо. Если в дальнейшем спор будет рассматриваться в суде, такое уведомление станет существенным доказательством.

Взаимозачет

взаимозачет

Взаимный зачет это оформленное документом соглашение об обоюдном погашении задолженностей по поставленным товарам или оказанным услугам.

Многие путают взаимозачет легко перепутать с обменом по бартеру. Операции похожи в том, что они предусматривают полный (или частичный) расчет без денег. Но эти операции управляются разными пунктами Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Отличие взаимного зачета от бартера в том, что для его оформления нужно минимум два договора. По первому договору вы являетесь покупателем, по второму — поставщиком, при этом у вас и у контрагента есть долги друг перед другом. Взаимный зачет это не сделка, это зачет однородных долговых обязательств.

Работает это следующим образом: вы заключаете договор поставки с компанией и отправили ей товары. А компания оказала вам услуги по ремонту и заключила соответствующий договор. Вы с партнером заключаете стандартные договоры поставки и оказания услуг.

Вы можете не платить деньгами, а «расплатиться» по взаимозачету. Если стоимость товаров и услуг сильно отличается, по взаимозачету можно погасить часть задолженности.

Взаимозачет возможен при соблюдении двух условий:

  • одинаковые требования: обе организации должны иметь задолженность однородного типа, взаимный зачет невозможен, если по договору вы должны были заплатить безналичным расчетом, а контрагент — векселем;
  • обязательство стало задолженностью по договору: расчеты за товары или услуги не были произведены;
Читать еще:  Расторжение договора с ростелеком

Вы вправе оформить взаимозачет в единоличном порядке. Для этого отправьте партнеру заявление в свободной форме. Самый безопасный способ — договориться с контрагентом и вместе составить акт взаимозачета. Форма акта тоже свободная, но должна содержать реквизиты документов, по которым идёт взаимный зачет, и подписи сторон.

Когда вы будете рассчитывать налог УСН, в доходах укажите стоимость товаров или услуг, по которым закрыта задолженность. Доходы пойдут в учет, начиная с получения заявления или после того как вы с партнером подпишите акта взаимного зачета.

Порядок проведения

Бесплатная консультация юриста

Причиной проведения взаимозачета является наличие взаимной задолженности.

В связи с тем, что кредитор и должник ведут свои хозяйствующую деятельность отдельно друг от друга, необходимо:

  • обязательно вести полный аналитический учет каждой задолженности, которая имеется у каждого контрагента компании;
  • выявлять своевременно задолженности, которые являются взаимными.

Взаимозачет может быть между любыми предприятиями. Для его проведения достаточно обратиться к контрагенту с заявлением.

Когда контрагент находится далеко, то заявление направляется ему ценным письмом с описью файлов, которые вкладываются в конверт. При наличии возможности письмо может быть направлено с помощью курьера.

Указанные способы позволят отправителю оставить на руках документы, подтверждающие факты направления заявления. Такой способ называют односторонним зачетом.

Более надежным способом является двусторонний зачет, в соответствии с которым предусматривается подписание соглашения двумя сторонами.

В качестве таких документов рассматриваются:

  • акт;
  • протокол;
  • соглашение о проведении взаимозачета.

Грамотно подготовленные документы будут способствовать:

  • грамотному проведению операций по взаимному погашению задолженности в бухгалтерских и налоговых учетах каждого участника зачета;
  • формированию необходимых записей в учетах, которые ведутся иными субъектами;
  • написанию грамотного ответа в случае получения исковых требований от контрагента о наличии желания истребовать недоимки в судебном порядке.

Какие могут быть ошибки

Чтобы акт обладал юридической силой, при его составлении нельзя допускать никаких ошибок. Наиболее частыми из них являются:

  • Указываются не все цифры, или отсутствует столбец, предназначенный для указания НДС;
  • Стоимость указывается только цифрами, хотя пропись также является обязательной;
  • Отсутствие ссылок на документы, которые подтверждают появление задолженностей;
  • В акте не указано, что стороны согласны на погашение долга именно таким способом;
  • Многие забывают отмечать, погашается весь долг или его часть;
  • При неполном погашении задолженности не проставляется дата, до которой должник обязуется его полностью погасить;
  • Ответственные лица указаны без должности;
  • Отсутствуют расшифровки подписей.

Иногда у контрагентов встает вопрос о проведении взаимозачетных операций. Например, если два юридических лица заключили между собой договора (например договора оказания юридических услуг), в соответствии с которыми обязаны совершить определенные действия, по отношении друг к другу, то встречные обязательства могут быть зачтены.

В соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства могут быть прекращены как в полном объеме или частично учитывая встречное однородное требование, временной срок оного либо уже наступил, либо срок его не указан или определен датой востребования. Для зачета необходимо заявления одного из контрагентов по договорам.

Читать еще:  Образец дополнительного соглашения к госконтракту 2022

Если другая сторона согласна, то составляется акт взаимозачета требований.

Случаи, когда зачет требований не возможен в соответствии с законодательством

1. Если по заявлению одного лица к требованию подлежит применение срока исковой давности и данный срок истек.

2. При возмещении вреда, причиненного личному здоровью или жизни индивида.

Если это не противоречит существующим между сторонами договорам, то, в случае уступки права требования должник вправе зачесть против требования нового кредитора свое встречное требование к первоначальному кредитору. Данный зачет производится, если требование возникло по основанию, существовавшему к моменту получения должником уведомления об уступке права требования, и срок требования наступил до его получения либо этот срок не указан или обозначен моментом истребования.

Должны быть соблюдены при составлении акта

Во-первых, обязательства должны быть только между сторонами по рассматриваемым договорам, если требование предъявлено третьей стороной, не участвующей в данных сделках (не является стороной по договорам в рамках которых производится взаимозачет), то составление настоящего акта невозможно.

Во-вторых, в акте должны быть указаны только однородные требования, например не подлежат взаимозачету денежные требования и требования не материального характера, так как в данном случае требования будут носить встречный характер, а значит, не могут быть зачтены в акте.

В-третьих, стороны, имеют право произвести необходимый взаимный зачет лишь тех обязательств (требований), календарный срок выполнения которых уже наступил в соответствии с исследуемыми договорами. Такой срок должен быть указан в договорах, иначе долговое обязательство одной стороны признается возникшим с момента, когда другая сторона выполнила свое обязательство по договору.

При этом срок исполнения обязательств должен пройти.

Необходимо помнить, что в соответствии с законодательством нашей страны, допускается взаимозачет как полных взаимных обязательств сторон, так и их частичное погашение. В данной ситуации в акте подлежат указании наименьший размер требований одной из сторон и аналогичный объем требований другой стороны.

Весь бланк акта взаимозачета в прикрепленном файле.

Иногда встречаются такие ситуации, когда между организациями возникают обоюдные кредитные обязательства, которые нужно погасить. Для этого был придуман специальный документ, позволяющий списать обязательства обеих сторон — акт взаиморасчета между организациями.

Договор взаимозачета между тремя организациями — образец

Такой договор должен соответствовать критериям, прописанным в ст. 410 ГК РФ, то есть предполагать взаимное прекращение обязательств сторон (например, по оплате поставок товаров или услуг в рублях) после наступления срока истребования таких обязательств (если законом не разрешено иное).

Любая сторона договора вправе инициировать взаимозачет в одностороннем порядке.

Распространен «замкнутый круг» обязательств, когда все 3 фирмы что-то должны друг другу. Пример Фирма Aдолжна 100 000 руб.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector