Rzdfine.ru

РЖД Финанс
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке

Как расторгнуть государственный или муниципальный контракт в одностороннем порядке

При исполнении контракта может возникнуть ситуация, в которой вам понадобится расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Вы вправе сделать это по основаниям, которые указаны в Гражданском кодексе РФ. Однако в некоторых случаях вы обязаны расторгнуть контракт, например, если товар не соответствует требованиям в извещении и документации. Чтобы расторгнуть контракт в одностороннем порядке, составьте решение об этом и направьте его поставщику. Обратите внимание, что контракт будет считаться расторгнутым, если у вас есть доказательство того, что поставщик получил решение. Вы можете отменить решение о расторжении контракта в течение 10 дней, если поставщик устранил нарушения.

ДЛЯ ЗАКАЗЧИКА:

Кто-то с кем-то что-то не поделил, или не смог найти общий язык? В процессе исполнения возникли неразрешимые противоречия в оценке действий сторон договора? Возможно вы, столкнулись с тем, что Исполнитель грубо и неоднократно нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств? (подробнее см. п.15 ст.95 ) Неважно почему, но если Вы хотите немедленно расторгнуть контракт, для начала убедитесь в следующем:

— ваш контракт предусматривает одностороннее расторжение

Можно заключить государственный контракт без возможности одностороннего расторжения. В таком случае, расторжение возможно только через суд.

— вы действительно уверены, что уведомили Исполнителя

Для этого необходимо внимательно ознакомиться с текстом самого контракта, что в обычном состоянии человеку несвойственно. Ваш контракт обязательно содержит в себе сведения о порядке уведомления сторон.

Пример: Вы заключили контракт на поставку товара партиями по заявке. Заявки вы высылаете на электронную почту Поставщику, однако товара нет. Вы высылаете на электронную почту Поставщику претензию, однако ответа и товара по-прежнему нет. Вы принимаете решение о расторжении, и высылаете его на электронную почту Поставщику и через 10 дней, не дождавшись ответа, расторгаете контракт, выкладывая в ЕИС сведения о расторжении.

Однако, Поставщик, подает в суд на вас и побеждает, поскольку доказывает что не получал от вас никаких писем. На ваши аргументы и скриншоты, свидетельствующие об отправке писем, он заявляет, что данный ящик не имеет к нему никакого отношения. Контрактом не оговорена переписка по электронной почте, либо есть условие, согласно которому вся электронная переписка должна в обязательном порядке дублироваться на бумажном носителе.

Часто Заказчик ведет деловую переписку небрежно, без надлежащего оформления. Помните, простое письмо на электронный адрес, если это не оговорено контрактом, не имеет юридической силы. Конечно, исхитрившись, можно попытаться доказать что имело место надлежащее уведомление (для этого надо доказать что адрес электронной почты имеет публичный характер и принадлежит именно Поставщику и т.д.), но надо ли создавать лишние сложности, чтобы потом доказывать что скан письма без печати и подписи ответственного лица, отправленный на почту стороннего менеджера, это и есть надлежащим образом оформленная заявка?

Важно: расторжение дело ответственное, поэтому только «хардкор» – только бумажное письмо с уведомлением на юридический адрес. Все телефонные разговоры, связанные с контрактом, только под запись (можно записывать без уведомления другой стороны).

— вы поставили товар на ответственное хранение и уведомили об этом

При обнаружении недостатков, вы обязаны поставить товар на ответственное хранение, уведомив при этом Поставщика. Сделайте это незамедлительно, поскольку, не взяв товар на ответственное хранение (на бумаге) вы подвергаете себя риску вины за состояние и качество товара.

— вы действительно уверены, что нарушение сроков это существенное нарушение

Если контрактом не оговорены, какие сроки являются для вас существенными, то вряд ли можно расторгнуть контракт за просрочку исполнения обязательств. Обычно в условиях контракта оговаривается, после какого периода ожидания Заказчик вправе осуществить расторжение.

Если вы надлежащим образом направили Поставщику заявку на поставку товара, или контрактом строго оговорены сроки выполнения работ/услуг, можете высылать претензию только при достижении критических значений (обычно 30 дней). Если сроки выполнения работ не оговорены, вы обязаны начислить пени, но не расторгать контракт. Другой случай, если сроки нарушены неоднократно: при таких обстоятельствах вы имеете право расторжения.

— вы сами не нарушили условий

Приемка результатов работы или товара, дело рутинное, но в то же самое время не лишенное творческого потенциала. Убедитесь, что вы приняли товар в надлежащие сроки и провели проверку качества надлежащим образом. Так же позаботьтесь о грамотном составлении акта о выявленном нарушении. Сам акт о выявленных недостатках, нужно направить вместе с решением о расторжении.

Важно: если вы включили в текст контракта ссылку на инструкцию о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (П-7) и количеству (П-6), утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966, то действуйте в строгом соответствии с ней. Любое нарушение сроков и порядка уведомления будет рассматриваться судами высшей инстанции как причину в отказе удовлетворении интересов стороны, нарушавшей инструкцию.

Читать еще:  Новый МРОТ с 2022 года

В случае, когда решение было принято, оно должно быть размещено в течение 3-х рабочих дней в ЕИС и направлено поставщику надлежащим образом. После уведомления (подробнее см. п.12. ст. 95 – дата уведомления это не момент направления вами письма, а момент его получения/неполучения Исполнителем) вы отсчитываете 10 дней и на 11 день, при не устранении нарушения, контракт считается расторгнутым. Берите калькулятор, считайте пени и штраф, подавайте досудебную претензию и не забудьте направить в ФАС сведения о включении Исполнителя в РНП.

Что важно знать победителю закупки на стадии заключения контракта?

Отказ от заключения контракта, лицом, признанным победителем торгов, Федеральным законом от 05.04.2013 (далее – Закон о контрактной системе) не предусмотрен. Это важно понимать, учитывая, что не подписание контракта, в порядке, предусмотренном ст. 83.2 указанного закона, будет свидетельствовать об уклонении победителя от заключения контракта и являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), равно как и не предоставление обеспечения по контракту (предоставление ненадлежащего обеспечения).

Внесение в РНП достаточно жесткая мера ответственности, т.к. лишает возможности участия в госзакупках на период 2 лет не только само юрлицо, но и всех учредителей данной организации, руководители исполнительных органов организации. Соответственно, даже если и будет открыто новое юрлицо, в случае если его учредителем, либо руководителем будет лицо, ранее связанное с включенный в РНП организацией, участвовать в закупке новое юрлицо не сможет.

Таким образом, даже если Заказчик устно говорит о возможности не заключения контракта, то нужно четко понимать, что потом этот же самый Заказчик обязан подать сведения о победителе, уклонившемся от заключения контракта в РНП. В данном случае это не право Заказчика, а прямая обязанность в силу ст.104 Закона о контрактной системе. Поэтому обратиться в УФАС обязательно, даже не сомневайтесь.

Вывод: внимательно изучайте требования Заказчика к предмету контракта, оценивайте реальную возможность исполнения обязательств по контракту, т.к. после определения победителя, отказ от заключения контракта не возможен в силу закона.

Что важно знать победителю закупки, заключившему контракт, непосредственно на стадии исполнения контракта?

В силу положений ст.450 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ч.8 ст.95 Закона о контрактной системе, контракт может быть расторгнут:

  • — по решению суда (в случае, если спор вынесен в суд);
  • — по соглашению сторон (обоюдное согласие сторон, путем заключения соглашения);
  • — в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта.

Если в первыми двумя способами расторжения все в принципе ясно, то на третьем способе хотелось бы остановиться подробнее.

Во-первых, нужно понимать, что право на односторонний отказ от контракта, в силу ст.95 Закона о контрактной системе, есть не только у Заказчика, но и у Исполнителя (подрядчика, поставщика). При этом, важно соблюсти процедуру одностороннего отказа, т.к. только в этом случае, контракт будет считается расторгнутым.

Во-вторых, в силу ч.2 ст.450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

  • — при существенном нарушении договора другой стороной;
  • — в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На стадии исполнения контракта, Заказчик обязан направить внесения для включения в РНП, в случае расторжения с исполнителем (подрядчиком, поставщиков) контракта в одностороннем порядке. Заказчики очень любят прибегать к такому методу, бывает, что «победил не тот, с кем хотелось бы заключить», бывает, «что не устраивает исполнение контракта», бывает, что сам исполнитель не совсем добросовестный, то есть вариантов много.

Таким образом, на стадии исполнения контракта, для исполнителя крайне важно не давать повод заказчику фиксировать те или иные не соответствия в исполнении контракта, вести грамотную переписку с заказчиком (часто помогает исполнителю в УФАС или суде). В случае, если все же не удается «уйти» от одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то важно сразу же обратиться к профильному юристу, специализирующемуся на спорах в сфере госзакупок, РНП, для проведения работы (в том числе направления заказчику встречного одностороннего отказа исполнения контракта). Есть ряд моментов и процедурных и фактических, которые, при правильном подходе, можно использовать в УФАС для принятия решения о не включении в РНП.

Читать еще:  Что грозит за нанесение побоев? И могут ли посадить?

Приведу недавний пример сопровождения спора по не включению в РНП, без названия города и имени моего клиента.

В конце 2018 на территории одного из муниципалитетов Красноярского края, была проведена совместная закупка на поставку творога в детские сады. На территории города два молочных завода. Один там работает десятки лет и все время был единственным участником, поставляя по максимальной цене, молочную продукцию в учреждения образования. Второй появился 3-4 года назад и вышел на рынок, стал участвовать в закупках.

По итогу аукциона, победителем оказался второй завод. В 2019 году, начали поступать заявки от детский садов (всего 36 садиков), соответственно творог, в необходимом количестве готовился поставщиком. Однако представители садов, отказывались принимать творог, т.к. упаковка была не фольгированная (как в спецификации), а в пластиковых контейнерах. То есть, все 36 садиков, по сути исполняли волю управления образования, которое не стесняясь «лоббировало» интересы первого завода, манипулируя детскими садами. По сути самостоятельными заказчиками. Была проведена встреча поставщика с представителями территориального управления образования, на которой представители управления сказали, что либо расторгаем по соглашению сторон и поставщик оплачивает 10% штраф (при сумме закупки 18 млн., штраф соответственно был 1.8 млн.), либо все заказчики направляют односторонние отказы и поставщика вносят в РНП.

Естественно, молодому предприятию риски РНП были не интересны, но и уплата такого штрафа « на ровном месте» также была не приемлема. После обращения за помощью, мы проанализировали процедуру приема-передачи товара, товарные накладные с отказом в приемке и нашли некоторые существенные нарушения допущенные заказчиками. Соответственно подготовили обоснованное решение об одностороннем отказе поставщика от исполнения контрактов, которое развезли в течении пары часов всем 36 детским садам. По итогу, УФАС не включил информацию о поставщике в РНП и угроза выплаты штрафа была также исключена.

Это один из примеров, грамотного анализа ситуации, выработки правой позиции, определения порядка действий и, как следствие, решения ситуации в пользу поставщика.

В заключение хотелось бы тезисно обозначить главные моменты, которые важно помнить:

ни в коем случае и никогда не верьте заказчику, что бы он не говорил, относитесь критически, ставьте под сомнение, перепроверяя варианты и принимая решения исходя из правового анализа ситуации и рисков для Вас;

всегда ведите переписку с заказчиком, это очень важно, т.к. сможете подтвердить и обосновать свою позицию в суде или УФАС в случае такой необходимости;

не доводите ситуацию до крайней точки, привлекайте профильного специалиста, как минимум для бесплатной консультации. Это позволит сэкономить и время, и деньги, и с большей степенью вероятности решить ситуацию в Вашу пользу;

внимательно изучайте (вникайте) именно в предмет закупки и требования к исполнению, т.к. далее уже идет стадия исполнения и там уже нужно «не вникать», а «исполнять» (делайте все вовремя).

Одностороннее расторжение контракта по 44–ФЗ заказчиком

  1. Основания для расторжения контракта:
  • Поставщик предоставил товар, услугу или осуществил необходимые работы, которые не соответствуют ранее установленным в контракте требованиям, характеристикам.
  • Поставщик не предоставляет товар, не оказывает услугу, подрядчик не приступает к выполнению работ.
  • Обязательства по заключенному контракту выполняются некачественно и недобросовестно со стороны поставщика. К таким нарушениям можно отнести превышение установленных сроков поставки или выполнение работы с существенными ошибками.
  • Поставщик всеми своими действиями (медленное продвижение в работе, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.) дает понять, что работа не будет выполнена в установленный контрактом срок.
  1. Порядок действий для успешного расторжения контракта

Расторжение контракта – это процесс, который можно разделить на несколько этапов. Каждый шаг подразумевает под собой предоставление определенных документов или доказательств, которые необходимы для подтверждения нарушения условий контракта. На каждый этап отводится определенный промежуток времени, соблюдение которого является обязательным. Итак, расторжение контракта происходит следующим образом:

одностороннее расторжение контракта по 44 фз заказчиком

Ошибки в положениях о сроке исполнения контракта

Порядок определения срока определяется не только законодательством о госзакупках, но и нормами гражданского законодательства, в зависимости от конкретного предмета контракта. Для договоров поставки и выполнения работ срок в любом случае является существенным условием договора (ст.ст. 506, 708 ГК РФ).

Во избежание разногласий с проверяющими органами предпочтительнее максимально определенно указывать сроки — при возможности с указанием на конкретные даты и объемы работ (услуг), на количество и номенклатуру товаров.

Исходя из судебной практики при установлении срока возможно также не только указание точных дат, но и временных промежутков, а также указаний на события. Антимонопольный орган указал, что в нарушение статьи 34 Закона 44-ФЗ заказчик, указав на возможность поставки товара «в течение 90 дней с момента заключения контракта», срок не установил. Суды (дело №А33-21159/2017 ) посчитали иначе и признали решение антимонопольного органа незаконным.

Действия заказчика на допретензионном этапе

Перед направлением претензии необходимо убедиться, что имеется достаточно доказательств факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.

Как правило, процедуры, позволяющие зафиксировать нарушения, предусмотрены в договоре:

  1. После выявления нарушений заказчик извещает об этом другую сторону контракта и просит ее направить представителя для составления акта о выявленных недостатках.
  2. По прибытии представителя другой стороны составляется двусторонний акт, в котором фиксируются недостатки исполнения.

ВАЖНО! Вызов представителя поставщика для составления акта необходимо осуществить способом, который указан в контракте, а если он не указан, то любым способом, при котором возможно подтверждение направления вызова.

В некоторых случаях обязанность извещать другую сторону договора о недостатках, выявленных при приемке, установлена законом (например, ст. 513, 720 ГК РФ). Но даже если закон и контракт по конкретному случаю не устанавливают данную обязанность, все равно рекомендуется произвести вышеуказанные действия (если это применимо по характеру нарушения). В случае неявки другой стороны нужно это зафиксировать в акте.

Если нарушения выявлены при приемке результата исполнения контракта (или его части), они должны быть подтверждены экспертным заключением.

Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.

Комплексные исследования рынка ипотеки и жилья. Мы отслеживаем ключевые показатели, активность участников и прогнозируем развитие рынка.

ДОМ.РФ проводит предварительную оценку рынка ипотечного кредитования за недели до выхода официальной статистики ЦБ.

Обзор рынка многоквартирного жилищного строительства Российской Федерации. Сентябрь 2021

Жилищное строительство — 2021 г.

Анализ развития конкурентной среды на рынке ипотечного кредитования на 15 октября 2021 г.

Конкурентный анализ — 2021 г.

Я даю согласие АО «ДОМ.РФ», адрес 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10 (далее – Агент), а также банкам-партнерам и другим контрагентам Агента (далее – Партнер/Партнеры):

На обработку всех моих персональных данных, указанных в заявке, любыми способами, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение, обработку моих персональных данных с помощью автоматизированных систем, посредством включения их в электронные базы данных, а также неавтоматизированным способом, в целях продвижения Агентом и/или Партнером товаров, работ и услуг, получения мной информации, касающейся продуктов и услуг Агента и/или Партнеров.

На получение от Агента или Партнера на мой номер телефона, указанный в настоящей заявке, СМС-сообщений и/или звонков с информацией рекламного характера об услугах АО «ДОМ.РФ», АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (АО) (их правопреемников, а также их надлежащим образом уполномоченных представителей), Партнеров, в том числе путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи. Согласен (-на) с тем, что Агент и Партнеры не несут ответственности за ущерб, убытки, расходы, а также иные негативные последствия, которые могут возникнуть у меня в случае, если информация в СМС-сообщении и/или звонке, направленная Агентом или Партнером на мой номер мобильного телефона, указанный в настоящей заявке, станет известна третьим лицам.

Указанное согласие дано на срок 15 лет или до момента отзыва мной данного согласия. Я могу отозвать указанное согласие, предоставив Агенту и Партнерам заявление в простой письменной форме, после отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Агентом и Партнерами.

при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.

Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается). Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.

Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.

Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.

161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector