Rzdfine.ru

РЖД Финанс
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать виновнику ДТП, чтобы не пришлось платить из своего кармана

Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.

Факт перевозки пострадавшего в больницу должен быть подтвержден документально. Для этого нужно взять соответствующую справку в медицинском учреждении.

Если в процессе транспортировки пришлось прибегнуть к услугам такси, в дополнение к справке от медиков нужно приложить документы, подтверждающие оплату поездки.

В остальных случаях оставление места происшествия будет расцениваться как нарушение ПДД. Конечно, это не повод для отказа в возмещении ущерба, так что потерпевший всё равно получит страховое возмещение. Однако впоследствии страховщик непременно предъявит виновнику аварии регрессное требование.

Нужно ли писать претензию виновнику ДТП?

Обязательный характер соблюдения досудебного порядка подачи претензии виновнику ДТП законом не предусмотрен, в связи с этим данный документ является вариантом согласования компромиссов и уступок для решения спора до суда.

Потерпевшее лицо разрешая вопрос о возмещении вреда в результате ДТП может прибегнуть к составлению претензии в отношении виновника с целью договориться о возмещении компенсации (материального, морального) вреда в добровольном порядке, которое в последующем может быть урегулировано путем заключения соглашения между участниками ДТП или распиской виновного лица.

Зачастую бывают ситуации, когда добровольно виновник отказывается выплачивать причиненный ущерб, тогда предъявлением претензии необходимо побудить на это, а также проявить серьезность намерений обратится в суд в случае неудовлетворения требований, указанных в претензии.

ПОЛЕЗНО: заказывайте претензию у нашего юриста, смотрите видео с советами по составлению процессуального документа второму водителю

Что делать,если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО?

В таких случаях, когда виновный участник ДТП не застрахован по ОСАГО, у потерпевших остаётся только один путь компенсации ущерба – добиваться получения необходимой суммы средств на восстановление повреждённого автомобиля от самого виновника аварии. Адекватные и опытные водители, реально оценивающие и понимающие ситуацию, обычно сами предлагают помощь или средства для восстановления машин пострадавших, чтобы не доводить дело до судебного разбирательства, которое может только увеличить расходы на оплату госпошлины и услуг адвоката.

Однако такие опытные водители редко становятся виновниками аварии и обычно имеют законный полис ОСАГО. В большинстве случаев ДТП происходят по вине неопытных или неадекватных водителей, которые, скорее всего, будут стараться отрицать свою вину или пытаться разными способами уйти от ответственности. И здесь пострадавшие должны добиваться взыскания компенсации ущерба со стороны виновника происшествия через суд.

Алгоритм действий по взысканию ущерба

1. Во-первых, нужно попросить инспектора ГИБДД зафиксировать в справке, которая выдаётся на руки участникам ДТП, факт отсутствия у страхового полиса ОСАГО у второго участника аварии. Это нужно для обоснования досудебной претензии в отношении виновника для взыскания с него компенсации причинённого ущерба. Если инспектор не исполняет вашу просьбу, то нужно вызвать на место происшествия представителя своей страховой компании, чтобы тот зафиксировал отказ инспектора и сам факт отсутствия полиса у виновника происшествия.
2. Во-вторых, нужно выяснить у инспектора ГИБДД адрес, по которому зарегистрирован зачинщик аварии и куда следует высылать свои претензии, а также номер его мобильного телефона для дальнейшей связи. Эти данные обычно предоставляются участниками ДТП инспектору для занесения в протокол происшествия.
3. В-третьих, можно приступать к подготовке необходимых документов для обоснования претензии. Основными документами здесь являются справка о ДТП, заключение независимой технической экспертизы с оценкой суммы причинённого ущерба и акт оценки состояния автомобиля (утери товарной стоимости), если машина не подлежит восстановлению.

Видео: Какие моменты нужно учитывать в случае ДТП. ОСАГО.

При проведении независимой экспертизы обязательным условием является присутствие на ней виновника аварии, для чего потерпевший должен заблаговременно выслать заказной почтой в его адрес приглашение, содержащее место и дату проведения экспертизы, с уведомлением о получении. Уведомление будет доказательством на суде в том, что ответчик был предупреждён о проведении экспертизы, на тот случай, если он не придёт на это мероприятие.

Экспертиза, проведённая без участия виновника аварии и без его предупреждения, может быть признана на суде по его заявлению недействительной и потребуется проведение дополнительной экспертизы. Акт с заключением независимого эксперта подписывается обеими сторонами и каждая из них имеет право записать в нём свои возражения по различным пунктам или заключительному выводу документа.

В акте проведения экспертизы эксперт обязан указать все полученные в ДТП повреждения (кроме имевшихся ранее дефектов), включая скрытые деформации и неисправности. Кроме этого он должен сделать вывод о возможности восстановления автомобиля и произвести калькуляцию стоимости ремонта с учётом действующих рыночных цен. Указанная им сумма будет рассматриваться судом, как размер причинённого материального ущерба пострадавшему участнику ДТП.

Следует иметь в виду, что все расходы на проведение независимой экспертизы оплачиваются его заказчиком, но при наличии платёжной квитанции они вместе с пошлиной на судебные разбирательства будут причислены судом к взыскиваемой сумме с виновника ДТП при условии доказательства его вины. Таким образом, все затраты, произведённые для принудительного взыскания с виновника полученного в аварии ущерба, вернутся вместе с компенсацией только после решения суда и исполнения его судебными исполнителями.

4. В четвертых, до подачи иска в суд следует попытаться договориться с ответчиком о выплате компенсации в добровольном порядке. Для этого можно ознакомить его с подготовленными документами и суммой ущерба. Если оппонент идёт навстречу и согласен добровольно выплатить требуемую сумму или восстановить авто собственными силами, то нужно составить письменное соглашение в 2-х экземплярах с детальным описанием сроков и условий выплаты компенсации.

Нарушение условий или сроков договора со стороны виновника будет являться поводом для передачи дела в суд. Но в любом случае достижение соглашения будет лучшим способом решения проблемы по сравнению с судебным разбирательством, так как судебная тяжба и взыскание долга по судебному постановлению может занять слишком долгое время, в течение которого истец будет вынужден обходиться без машины. Минусом соглашения является то, что затраты на проведение экспертизы в таком случае не возмещаются виновником ДТП или возмещаются частично.

5. В пятых, если виновник происшествия избегает встречи с пострадавшим или отказывается добровольно оплатить ремонт машины, то нужно отправить ему по почте досудебную претензию с указанием суммы причинённого ущерба и требованием добровольной выплаты компенсации. В сумму ущерба можно включить стоимость ремонта машины, затраты на экспертизу, эвакуацию и стоянку повреждённой машины, моральный ущерб.

Видео: Отказ в страховой выплате ОСАГО и КАСКО. Что законно, а что нет?

К письму надо приложить копии:

  • постановления о правонарушении и справки о ДТП, полученных в ГИБДД;
  • акта технической экспертизы;
  • уведомления о проведении экспертизы;
  • договора купли или регистрационного свидетельства, подтверждающего право собственности на повреждённый автомобиль;
  • платёжных квитанций о вынужденных расходах понесённых потерпевшим в связи с попаданием в ДТП.
Читать еще:  Что является местом работы дистанционного сотрудника

Таким образом, зачинщик происшествия должен получить весь комплект документов, подготовленный пострадавшим для передачи в суд. Претензию, направляемую в адрес виновника, нужно исполнить в 2-х экземплярах, один из которых остаётся у пострадавшего и добавляется к пакету документов, подготовленных для подачи искового заявления в суд.

Через несколько дней после отправки претензии заказным письмом адресату следует забрать на почте уведомление о его вручении, которое будет свидетельствовать о том, что истцом была предпринята попытка урегулировать вопрос досудебным порядком. Это является необходимым этапом в процедуре судебного разбирательства.

Подавать иск в суд на виновника происшествия следует с истечением десятидневного срока после получения уведомления о вручении ему досудебной претензии, если он в течение этого срока не принял решение о добровольной выплате компенсации и не известил об этом потерпевшего. Судебный процесс по делу о ДТП может продлиться от месяца до трёх и более.

В случае если водитель, не имеющий полиса ОСАГО, попал в ДТП в качестве невиновного участника движения, то он имеет право на получение страховой компенсации от страховой компании виновника аварии, однако ему придётся выплатить штраф в сумме 800 рублей за вождение автомобиля без страховки гражданской ответственности автовладельца.

«Сказать, что появилась новая практика, нельзя»

Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил «Известиям», что практика действий финомбудсмена остается прежней.

«Каждый случай рассматривается персонально с учетом конкретных особенностей обстоятельств дела. Сказать, что появилась новая практика, нельзя», — объяснили в РСА. При этом, по оценке РСА, в среднем разница между стоимостью запчастей с учетом износа и без него составляет около 30%.

По словам Ефремова, сейчас финомбудсмен действительно имеет возможность взыскивать со страховщиков стоимость запчастей без учета износа. Но для этого должен быть соблюден ряд важнейших условий.

«Должны быть обстоятельства направления автомобиля на ремонт, но по каким-то причинам этого не произошло. Финомбудсмен должен выяснить, эти обстоятельства искусственно созданные или объективные,в зависимости от этого и формируется решение», — пояснил представитель страхового сообщества.

оценка

В РСА также отметили, что никакого нового подхода в рассмотрении подобных ситуаций со стороны страховых компаний также нет. Они, как и прежде, продолжают обжаловать их в судах. При этом Ефремов обратил внимание, что иногда водители получают от страховщиков больше официальных затрат на ремонт.

«Например, такая ситуация характерна для Дальнего Востока, когда практически при ремонте в 90% случаях устанавливаются бу запчасти, так как это праворульные автомобили, но расчет идет по новым запчастям», — привел пример Ефремов.

Что говорит конституционный суд

Суды первых инстанций в своей работе ориентируются на законодательство и разъяснения Конституционного суда. Последний четко дал понять, что сегодняшняя практика соответствует действующим законам. Взыскиваются средства с виновника аварии по Гражданскому кодексу. Закон об ОСАГО же просто является дополнительным нормативом, которые защищает права потерпевшего в аварии.

Поэтому требования о возмещении ущерба по ОСАГО с виновника аварии абсолютно законны.

На некоторых сайтах в интернете есть опубликованные статьи, в которые водителям рекомендуется составлять европротокол ОСАГО – якобы это страхует от подобных проблем. Никакой разницы для страховой компании в такой ситуации нет – оформлено ли ДТП по европротоколу или с вызовом сотрудников полиции. Если автовладелец попал в ситуацию с требованием возместить ремонт по ОСАГО, то ориентироваться стоит на разъяснения Конституционного суда и законы, а не на чьи-то советы по оформлению ДТП.

Досудебное разбирательство

В 2011 году большинство страховых фирм начали пользоваться положенным им правом суброгации. На основании этого можно с уверенностью заявить, что теперь не только любого водителя, виноватого в произошедшей аварии, можно привлечь к обязательным выплатам понесенного ущерба страховой фирмы. В связи с этим, теперь следует иметь данное правило в виду, чтобы не только с легкостью принять его, но и вести себя уверенно с представителями страховой организации. При этом возможно не только защитить свои взгляды, но и сделать выплаты минимальными.

Теперь стоит обратить особое внимание на следующие детали:

  1. О сроке исковой давности.
    Для случаев, касающихся требования суброгации, также положен особый срок исковой давности со дня случившейся аварии. Его продолжительность составляет 3 года. В данной ситуации не следует быть уверенным, что страховая организация не подаст на вас в суд при истечении данного срока с момента аварии. Есть много случаев, когда после истечения срока исковой давности страховщик подавал исковое заявление в суд для возмещения ему положенных денег. Только в этом случае на автомате ему приходил отказ из-за давности лет.
    Присланный вариант претензии от страховщика игнорировать нежелательно. В некоторых случаях, когда ответчик молчал либо не являлся в зал судебного заседания, судебное решение выносилось в пользу страховщика, даже учитывая нарушение им положенных сроков. Чтобы страховая фирма в данном случае смогла получить точный отказ, следует прийти в зал на судебное заседание до того, как будет вынесено постановление по делу и сообщить участникам процесса о том, что положенный срок для суброгации истек, а значит, претензий у страховщика к вам быть не может.
  2. При досудебном разбирательстве.
    В случае суброгации по КАСКО, существует одно условие, согласно которого в таких случаях применим досудебный период разбирательства. Другими словами, страховая компания не требует явки страхователя на суд, но предоставляет ему досудебную претензию. В данной жалобе страховщик на добровольной основе говорит страхователю о требовании возмещения, им понесенного фирмой ущерба. В большинстве случаев такие выплаты и претензии приходят по прошествии двух лет с момента аварии. При этом виноватый в ДТП гражданин уже забывает о возможности использования страховщиком суброгации и спокойно занимается своими привычными делами. Как только на имя страхователя приходит претензия с требованием выплатить определенную сумму, страховщику приходится все взвесить и решить: заплатить либо отстаивать свои интересы на суде. Иногда имеет место предоставление выплаты путем рассрочки.
    Часто страховые организации с радостью идут на такие условия. Для решения таких проблем можно обратиться за помощью к компетентному юристу, который не только с легкостью уладит все проблемы, но и договорится с фирмой о предоставлении рассрочкой меньшей суммы. К тому же многие страховые фирмы не желают портить себе репутацию различными судебными разбирательствами, поэтому и быстро соглашаются на условия опытных юристов.
  3. О правильном написании претензии.
    Очень часто претензии страховых компаний представляют собой скромные листочки, напоминающие о когда-то произошедшем ДТП с быстрым перечислением подходящих статей закона. В нижней части претензии всегда стоит конкретная сумма, которая представляет собой задолженность страховой фирмой. Такой вид требования можно считать необоснованным, так, как и страховая компания, обязана подать вместе с жалобой следующее:
    • Бумаги, на основании которых можно судить о размере понесенных убытков: акт, подтверждающий осмотр авто независимыми экспертами с приложением фото, а также оплаченная квитанция.
    • Бумаги на виновника ДТП: справка о произошедшей аварии, соответствующие постановления.
    • Бумаги, подтверждающие законность суброгации: ксерокопия ПТС машины с копией полиса и оплаченной квитанцией, ксерокопия заявления от страховой фирмы на наличие страховой ситуации.
  1. Право на получение суброгации появляется у страховой организации после выплачивания ей страховке потерпевшей стороне.
  2. Величина возмещения приравнивается к оплаченной потерпевшему сумме ущерба.
  3. Виновный в аварии водитель, если он в тот момент исполнял свои служебные обязанности не облагается выплатой суброгации, так как данная плата ложится на плечи работодателя.
Читать еще:  Платят ли налоги пенсионеры в 2022 году

7Как получить выплату ОСАГО по ДТП.

О том, как получить страховку ОСАГО читайте тут.

Виновник ДТП заплатит дважды

Виновник ДТП заплатит дважды

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт. В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ. Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей. Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму. Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели. От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ. Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС. Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума. «А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene. — А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может. «Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов. — С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист. К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ). Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско. «Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он. — Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

Читать еще:  Штамп в свидетельстве о рождении ребенка о гражданстве

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков. «Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно. «Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую. «Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Страховщики против. страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру). «В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа. Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП. Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде. Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного. То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector