Rzdfine.ru

РЖД Финанс
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какая ответственность за налоговые правонарушения

Объем ответственности за правонарушения в сфере налогов определяют: гл. 16 НК РФ, а также административное и пенсионное законодательство.

Некоторые правонарушения, описанные налоговом кодексе РФ, распространяются далеко не на всех налогоплательщиков.

Возможность использовать ту или иную санкцию периодически зависит от того, кем именно является лицо в налоговых отношениях. Например, ответственность банка определена в гл. 18 НК РФ, но перечень санкций, содержащихся в гл. 16 также может применяться к нему.

Или другая ситуация – лицо, осуществляющее в организации административно-распорядительную функцию, может нести административную ответственность и, одновременно, быть оштрафованным за налоговое правонарушение, являясь налогоплательщиком.

Административные налоговые правонарушения:

Ответственность за налоговые нарушения

  1. Сокрытая (заниженная) прибыль (доход) или сокрытые (неучтенные) другие объекты налогообложения. В данном случае начальник налоговой службы или его заместитель может выписать штраф на должностное лицо организации, а повторное совершение тех же деяний может привести к наложению административного взыскания. Например, выездная налоговая инспекция установила, что организация засчитывает стоимость ужинов сотрудников в ресторане в представительские расходы и относит их к себестоимости. При этом отчеты о расходах не содержат ни одного оправдательного документа, подтверждающего проведение сотрудником переговоров с представителем какого-либо иного предприятия. Положение о составе затрат гласит, что себестоимостью продукции являются затраты, связанные с приемом и обслуживанием представителя другой компании, прибывшего для проведения переговоров, а также участника совета (правления) и ревизионной комиссии. Следовательно, поход сотрудника в ресторан не может уменьшать налогооблагаемую прибыль. В данном случае сотрудник налоговой службы может применить и налоговые санкции, и наложить штраф.
  2. Бухгалтерский учет не ведется, при его ведении не соблюдает установленный порядок, либо искажаются бухгалтерские отчеты. Мера ответственности такая же, как и в предыдущем пункте. При этом федеральная налоговая полиция может оштрафовать на сумму до 100 МРОТ. Директор предприятия в зависимости от объема учета обязан:
  • создать бухгалтерию и назначить ее руководителем главного бухгалтера;
  • включить в штатное расписание должность бухгалтера;
  • передать в соответствии с договором бухгалтерский учет в стороннюю бухгалтерию, специализированную организацию или соответствующему специалисту;
  • возложить бухгалтерские обязанности на себя.

Если предприятие не располагает организованным бухучетом, то руководитель может быть наказан в соответствии с административным кодексом.

Что такое незаконное предпринимательство

Предпринимательская деятельность — это когда человек продает товар, выполняет работы или оказывает услуги и получает за это деньги.

У предпринимательства есть три признака, которые прописаны в законе.

Деятельность самостоятельная. Предприниматель действует в своих интересах и сам выбирает, по какому направлению и как ему работать. Например, если делать сайты на фрилансе — это предпринимательство, а если работать в компании без оформления — нет.

Деятельность ведут на свой риск. Когда человек занимается предпринимательской деятельностью, он рискует. Если не будет клиентов и бизнес прогорит, убытки понесет предприниматель.

Деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Причем не важно, успел человек заработать или нет. Если докажут, что он работал, чтобы раз в день или месяц получать прибыль, его деятельность признают предпринимательской.

Подтверждением предпринимательства могут быть также активная реклама, учет сделок, договоры с подрядчиками или поставщиками.

Разница между предпринимательской деятельностью и не предпринимательской

Если купить квартиру для себя, а потом сдавать ее в аренду — это не предпринимательство. Квартира — это недвижимость, которую покупают для личных нужд, например, чтобы там жить. Платить налог с доходов от аренды квартиры нужно в любом случае, но регистрироваться как предприниматель не обязательно.

А вот если купить три квартиры и сдавать их посуточно, это могут расценить как предпринимательство, если докажут, что недвижимость приобретали с целью заработать.

Чтобы безопасно заниматься предпринимательской деятельностью, нужно оформить самозанятость или зарегистрировать ИП. Сделать это нужно до того, как появились первые клиенты, иначе можно получить штраф за незаконное предпринимательство.

Уголовная

Самое серьезное правонарушение — уголовное. В ст. 198-199 УК РФ указано, с какой суммы наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, — с деяний в крупном размере от 2 700 000 рублей за 3 финансовых года подряд. Деяния в особо крупном размере начинаются от 13 500 000 рублей за 3 финансовых года подряд.

УК РФ регулирует порядок соблюдения норм и правил действующего законодательства. Если налогоплательщик умышленно не платит или уклоняется от перечисления сборов, ему грозит наказание в рамках Уголовного кодекса РФ (п. 3, 8 постановления пленума ВС РФ № 64 от 28.12.2006).

Накажут и за мошенничество с операциями по налогам — по ст. 159 УК РФ. Здесь учитывается и подлог документов для возмещения НДС. Наказание за мошенничество — штраф в 120 000 рублей или лишение свободы до 2 лет. Если руководителя и главного бухгалтера признают организованной группой, их посадят на срок до 10 лет с обязательным взысканием в сумме до 1 000 000 рублей.

Как инспекторы будут собирать доказательства

Рекомендации содержат не просто перечень доказательств, которые нужно собрать, но и предлагают налоговикам пошаговый алгоритм действий. Его стоит изучить плательщикам, чтобы заранее быть готовыми к требованиям инспекторов.

Шаг 1.

Проверяющим необходимо установить круг лиц, которые могут совершить правонарушение. Ведь для этого нужно как минимум иметь доступ к учетным программам и влиять на формирование отчетности. Для этого запросят:

  • штатное расписание;
  • должностные инструкции;
  • приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность;
  • пояснения таких работников о выявленных правонарушениях.

Стоит ли говорить, что бизнес-процессы в компании должны быть отрегулированы и четко прописаны. Чтобы проверяющие не заподозрили руководство фирмы в умышленном уклонении от налогов не следует поручать оформлять сделки или проводить операции доверенным лицам. Следует проверить оформлены ли должным образом полномочия тех сотрудников, которые участвовали или сопровождали сделки или вели переговоры с контрагентами. В практике встречаются ситуации, в которых водитель генерального директора говорит, что он искал и нашел контрагента, а менеджер по продажам утверждает, что фирму-партнера на самом деле возглавляет главбух.

Обвинить в умышленном уклонении могут директора, главбуха или бухгалтера (если в штате нет главного), а также лиц, фактически выполняющих обязанности указанных сотрудников.

Шаг 2.

Выяснить имеются ли приговоры суда в отношении главбуха или руководства фирмы, подтверждающие налоговое преступление. То есть, если на директора уже было возбуждено уголовное дело и есть приговор суда, инспекция может не доказывать установленные им факты. Это называется преюдицией.

Шаг 3.

Провести мероприятия налогового контроля: допросы, опросы, осмотры и проч. То есть использовать весь арсенал, предоставленный налоговикам НК РФ. При этом рекомендовано активно привлекать правоохранителей и консультироваться с ним. Контрольные мероприятия нужны, чтобы собрать сведения, которые описывают, какие нарушения налогоплательщик совершил.

Читать еще:  Платят ли отпускные по совместительству внутреннем и внешнем

Например, чтобы доказать взаимозависимость с созданной плательщиком фирмой-однодневкой будут исследовать дополнительные документы, которые сопровождают фиктивный договор. То есть запрашивать переписку с контрагентом, протоколы совещаний и т.п. Особое внимание проявят к товаросопроводительным документам: накладным, складским журналам и проч. В них будут искать несоответствия количественного и качественного характера, нумерации, сравнивать полученные сведения с данными счетов-фактур.

Еще один инструмент инспекторов — запросы в профильные ведомства: ГИБДД, Роспатент, Росреестр, лицензирующие органы, и др., а также выписки из различных реестров (ЕГРИП, ЕГРЮЛ). В частности, они нужны, чтобы установить:

  • собственников транспортных средств и другого имущества, в том числе недвижимости, и историю перехода права собственности,
  • наличие у контрагентов соответствующих разрешений для работ, которые они должны были выполнять по договору,

Любимое «развлечение» правоохранителей и налоговиков устанавливать IP-адреса, с которых вели переписку, отправляли отчетность или заходили в банк-клиент. Если у проверяемого налогоплательщика и его партнера одни и те же адреса — это будет использовано как доказательство взаимозависимости.

В Рекомендациях приведены различные инструменты, которые можно использовать в зависимости от выявленной схемы уходы от налогов. Схемы также подробно описаны. В основном они хорошо известны как плательщикам так и налоговикам: дробление бизнеса, использование посредников с целью увеличения расходов и вычетов, неправомерное применение налоговых льгот, подмена гражданско-правовых отношений (например, вместо заключения договора купли-продажи — подписывают агентский или займа, или вместо трудового договора — подряд).

Шаг 4.

Подготовить акт налоговой проверки, в котором изложить все собранные данные. При этом инспекции рекомендовано использовать тот же стиль, которым пишут обвинительные заключения в уголовных делах. Очевидно, это удобно правоохранителям, так как они смогут положить акт проверки в основу такого заключения.

Теперь вы не встретите в актах и решениях таких оценочных понятий как добросовестность и должная осмотрительность. По мнению СК РФ, они лишь мешают доказать умысел и даже могут создать впечатление неосторожности в совершении правонарушения.

Указанные термины заменят: «согласованность действий группы лиц», «доказанность факта подконтрольности фирмы-однодневки, факта имитации хозяйственных связей с такими лицами», «запутанная схема», «черная бухгалтерия», «виновная осведомленность».

Ещё материалы по теме

ФНС объяснила частую подачу уточнённых налоговых деклараций

Новые разъяснения ФНС о налоговых спецрежимах

Новые разъяснения ФНС о налоговых спецрежимах

Снижение доначисленного налога

Снижение доначисленного налога

Leave a Reply Отменить ответ

Отчетность

  • ФНС

Последнее

РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

РЕШЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Каков порядок вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности организации-налогоплательщика по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки? В какой срок выносится решение? Когда оно вступает в силу? Каков порядок апелляционного обжалования налогоплательщиком данного решения?

Акт налоговой проверки

Согласно п. 1 ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной ВНП уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Если нарушения налогового законодательства выявлены в ходе камеральной налоговой проверки (КНП), акт составляется в течение 10 дней после ее окончания.

Примечание. В силу п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ этот срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных п. 7 ст. 101 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Обратите внимание! Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Дополнительные мероприятия налогового контроля, в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ, назначаются в случае необходимости получения дополнительных доказательств в целях подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. При этом указанные мероприятия могут проводиться только для проверки уже установленных нарушений. Данный вывод следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 14.07.2005 N 9-П. В нем отмечено, что целью дополнительных мероприятий налогового контроля является уточнение обстоятельств, связанных с обнаруженными налоговыми правонарушениями.

Примечание. Срок проведения мероприятий дополнительного контроля не может превышать один месяц (два месяца — при проверке КГН, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ).

Согласно п. 6.1 ст. 101 НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля составляется дополнение к акту, которое подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими эти мероприятия, не позднее 15 дней со дня их окончания. Затем в течение пяти дней дополнение к акту с приложением материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий, должно быть вручено налогоплательщику под расписку или передано иным способом, подтверждающим дату его получения.

Согласно п. 6.2 ст. 101 НК РФ в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки налогоплательщик может представить письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность своих возражений.

Ознакомление проверяемого лица с материалами

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения ее материалов. Несоблюдение данного предписания нарушает право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов и представление соответствующих пояснений по фактам, выявленным в ходе проверки, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является бесспорным основанием для отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом по процедурным основаниям.

Кроме того, налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Ознакомление с материалами (визуальный осмотр, изготовление выписок, снятие копий) осуществляется на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Процесс ознакомления оформляется протоколом, составляемым в соответствии со ст. 99 НК РФ.

Читать еще:  Что делать, если соседи жалуются на ребенка

К сведению. Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Рассмотрение материалов налоговой проверки

В соответствии с п. 3 ст. 101 НК РФ перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:

— объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

— установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае их неявки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения;

— проверить полномочия представителя проверяемого лица, если такой представитель участвует в процессе рассмотрения материалов проверки;

— разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;

— вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости — иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

При рассмотрении материалов проверки исследуются представленные до рассмотрения материалов налоговой проверки доказательства (документы, ранее истребованные у проверяемого лица, документы, представленные в налоговые органы при проведении КНП или ВНП, иные документы, имеющиеся у налогового органа). В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении (в случае необходимости) к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Процесс рассмотрения материалов проверки оформляется протоколом.

В силу п. 5 ст. 101 НК РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает:

— совершало ли проверяемое лицо нарушения налогового законодательства;

— образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

— имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Решение по результатам рассмотрения материалов

Согласно п. 7, 9 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения всех материалов проверки руководитель налогового органа (его заместитель) принимает:

— либо решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— либо решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Примечание. Решение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня его вынесения.

Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены в ходе проведенной проверки, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с отражением статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обозначаются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

По общему правилу, установленному п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

Обжалование решения налоговой инспекции

В силу п. 1 ст. 138 НК РФ налогоплательщик может обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с п. 2 ст. 139.1 НК РФ, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ:

— в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия решения по апелляционной жалобе (п. 1);

— в случае отмены решения нижестоящего налогового органа и принятия вышестоящим налоговым органом нового решения такое решение вступает в силу со дня его принятия (п. 2);

— в случае оставления апелляционной жалобы без рассмотрения решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п. 3).

Какую ответственность несет индивидуальный предприниматель

Какую ответственность несет индивидуальный предприниматель

Чем обусловлено появление юридических лиц? Обходя массу теории, изложенной учеными-юристами, на ум приходит всего две причины: возможность создать бизнес с участием нескольких партнеров, а также ограничение личной ответственности предпринимателя. Организация ООО позволяет выполнить поставленные цели. А если всего один человек является собственником?

Предприниматели полагают, что ИП работает, рискуя собственным имуществом. И это утверждение частично отображает реальность. Юридические лица имеют меньшую степень ответственности, нежели ИП. Ещё пара очевидных минусов – это отсутствие «авторитета» и мораторий на некоторые виды деятельности.

Стоит немного ознакомиться с субсидиарной ответственностью владельцев организаций, чтобы понять, что ООО – это не панацея от всех проблем. Реальность выстроена таким образом, что физические и юридические лица практически равны в своих возможностях, за исключением некоторых моментов.

Гражданская ответственность

Регламент Гражданского кодекса делает жизнь ИП несколько сложнее, чем требуется. Индивидуальный предприниматель – статус, полученный физическим лицом. Существующие риски сопряжены с потерей имущества, находящегося в распоряжении ИП (абз. 1 ст. 24 ГК РФ). Один из владельцев организации, зарегистрированный как ООО, не имеет таких убытков в пределах собственной долевой части (ч. 1 ст. 87 ГК РФ).

Стоит обратить внимание на ситуацию с процедурой банкротства, чтобы понять разницу между ООО и ИП.

В 2017 году были внесены поправки в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) Нововведения упростили попадание под «субсидиарку». Если определенные условия будут выполнены, владелец организации и ИП будут нести одинаковую имущественную ответственность.

Читать еще:  Увольнение по соглашению сторон

Второй аспект состоит в процедуре объявления банкротства физических лиц. Субъекты, столкнувшиеся с серьёзными задолженностями, смогут забыть о них, делая ещё одну попытку на тропе предпринимательства. Это мог бы быть отличный вариант даже при привлечении к субсидиарной ответственности, если бы не «подводные камни».

Согласно положениям статьи 213.28 Закона о банкротстве, существуют случаи, когда кредиторы могут закрыть задолженности гражданина, но и существуют противоположные ситуации (регламент п. 6 ст. 213.28 Закона о банкротстве). Сюда входят ситуации, когда кредиторы требуют, чтобы физическое лицо было привлечено к субсидиарной ответственности. В подобном случае объявление банкротом не поможет избавиться от долгов. Они будут закреплены за физическим лицом даже после получения соответствующего статуса.

Как только процедура банкротства подойдет к концу, кредитор, занимающийся долгами конкретного субъекта, именуемого ранее ИП, получит на руки исполнительный лист, в котором прописывается взыскание долгов с индивидуума. Задолженность будет закрыта лишь в момент, когда субъект полностью погасит её. Гражданин, получивший статус ИП, не может быть привлечен к субсидиарной ответственности по задолженностям, имеющимся у него, так как ИП и субъект – это один индивидуум. Действующее законодательство не имеет положений, регламентирующих несение субсидиарной ответственности за самого себя.

В ст. 399 ГК РФ дается пояснение субсидиарной ответственности (это ответственность одного субъекта за другого, имеющего статус «должник»). Кредитор работает только с основным должником до момента, пока «субсидиарка» не вступит в действие. Если деятельность организации будет свернута неудачным образом, последствия принятых решений могут преследовать её владельца всю оставшуюся жизнь. Если он был обычным ИП, получение статуса «банкрот» подарит возможность начать бизнес с нуля.

Статус «банкрот» имеет свои ограничения. Предприниматель сможет восстановиться как ИП не ранее, чем через 5 лет. Второе ограничение заключается в отсутствии возможности управления юридическим лицом на отрезок, указанный выше. Как существовать эти 5 лет – вопрос неоднозначный, но после удастся вернуться в бизнес.

Административная ответственность

Примечание к статье 2.4 КоАП РФ подразумевает, что ИП привлекаются к административной ответственности наравне с должностными лицами.

К примеру, если предприниматель откажется использовать ККТ в установленном законодательством порядке (ст. 14.5 КоАП РФ), его могут привлечь к административной ответственности наравне с должностными лицами. Эта позиция подтверждена п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16. Регламент вышеуказанного постановления подразумевает, что ИП получит штраф в размере 3-4 тыс. руб. Учредитель ООО получит штраф на сумму 30-40 тыс. руб.

В КоАП предусмотрено множество исключений в правилах, который можно поделить на две категории:

  • в кодексе присутствует санкция для ИП;
  • кодекс наделяет ИП и юридическое лицо равными правами и обязательствами.

К примеру, если ИП нарушит трудовое законодательство, он получит собственное наказание, а штраф будет гораздо меньше, нежели для компании. Другое правонарушение будет караться уже по всей строгости (к примеру, использование иностранных резидентов для совершения труда без соответствующего разрешения (примечание к ст. 18.1 КоАП РФ)). Подобное нарушение служит поводом для привлечения к административной ответственности. Наказанием послужит штраф в размере от 250 до 800 тыс. руб.

Статус ИП не может стать «всепоглощающим щитом», оберегающим от административной ответственности, но нередко «держит удар».

Уголовная ответственность

Юридические лица не привлекаются к уголовной ответственность. Если компания попадёт в неприятную ситуацию, ответственным за всё выставят одного субъекта. В случае с ИП всё аналогично – по закону отвечает одно лицо.

Ответственность налагается на физическое лицо, в чём прослеживается определенный дисбаланс. Предприниматель может иметь крупный бизнес, уклоняться от платежей налогов, его задолженность превысит размеры таковой у компании, но для закона он останется простым физическим лицом.

Законодатель, оценивая имеющуюся ситуацию, провел разграничение ответственности. За уклонение от положенных налоговых взносов ИП предстанет перед законом по ст. 198 УК РФ, владельцы компаний – по ст. 199.

У двух правонарушений будет одинаковый состав, но разница состоит в том, что сумма задолженности по налоговым платежам, с которой начинается привлечение к уголовной ответственности, у ИП будет выше. Значимым будет не только факт неуплаты и общая сумма долга, но и срок, в течение которого происходило уклонение.

Злостным неплательщикам налогов грозит соответствующее наказание, но его срок разительно отличается. ИП, в худшем случае, будет приговорен к 3 годам тюремного заключения.

Субъект, несущий ответственность от лица организации, может получить и 6 лет тюремного заключения.

Максимальная санкция затрагивает и категорию преступления. К примеру, задолженность в размере 40 млн руб. со стороны ИП будет квалифицирована как преступление небольшой тяжести. Субъект, несущий ответственность от лица организации, будет караться по всей строгости действующего законодательства.

Это ещё один немаловажный нюанс. Преступления небольшой тяжести имеют малый срок давности – всего 2 года. Пока правонарушение будет обнаружено, проведут соответствующие проверки с затребованием нужных документов, пройдет уйма времени. Если у ИП есть грамотный адвокат, ему удастся отсрочить момент попадания материалов дела в суд.

Как только пройдет два года со дня уклонения уплаты налога, ИП может свободно продолжать свою деятельность, не опасаясь уголовной ответственности. Получается, что единственная трудность для него состоит в отсрочке времени. У юридического лица так не выйдет, ведь срок давности его преступления составляет 10 лет.

Следственный комитет РФ, наблюдая за ситуацией со стороны, внес собственное предложение. Он считает необходимым уравнять не только срок давности, но и квалификацию преступлений, так как многие ИП пользуются «лазейкой» с истекающим сроком давности.

Большинство лиц, ознакомившись с подобными нюансами, может принять решение о переводе его дела в форму ИП. Делать это или нет – осмысленное решение каждого человека. Рассматривая подобную возможность не нужно упускать из виду следующие детали:

  1. Индивидуальный предприниматель и его бизнес – это единый организм. Физическое лицо является одновременным владельцем, работником, бухгалтером, исполнительным директором и т.д. Как только возникнет серьезная проблема, к примеру, преждевременная кончина, дальнейшее существование бизнеса окажется под большим вопросом, пока ближайшие родственники не вступят в наследство, но и этот процесс может затянуться.
  2. Невозможность заключить полноценное партнерство. Статус индивидуального предпринимателя подразумевает ведение дел непосредственно одним человеком.
  3. Ограничители со стороны действующего законодательства. Индивидуальный предприниматель может заниматься далеко не всеми видами деятельности. К примеру, ИП запрещено реализовать спиртосодержащие напитки.

Есть и другие нюансы, на которые следует обратить внимание. Статус ИП обладает определенными преимуществами, но положительные моменты можно найти и в статусе юридического лица. Решение о выборе формы ведения бизнеса должно быть взвешенным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector