Получение свидетельства о праве на наследство: кому и куда обратиться, что понадобится для оформления
Получение свидетельства о праве на наследство: кому и куда обратиться, что понадобится для оформления?
Оформление наследства – это то, с чем сталкивается каждый хотя бы раз в жизни, но мало кто знает, что нужно делать и как эта процедура проходит. Правильно оформить имущество после смерти гражданина нужно, ведь это дает право на распоряжение им. После всех процедур наследнику выдается свидетельство о праве на наследство.
Его важно получить вовремя, кроме того, необходимо знать все нюансы, а также понимать, как это будет происходить, чтобы все прошло максимально выгодно.
Какие документы на наследство после смерти необходимы?
![]() |
Скачать заявление о принятии наследства |
На руках у вас 3 документа:
- Свидетельство о смерти наследодателя.
- Справка со сведениями о последнем месте регистрации умершего.
- Выписка из домовой книги.
Если вы являетесь наследниками по завещанию, то при оглашении завещания вы просто предъявляете паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Если вы – наследник по закону, то вам необходимо подтвердить степень принадлежности к той или иной очереди наследников.
Как правило, по закону наследуют родственники или супруги умершего. Соответственно, документы необходимо иметь следующие:
- свидетельство о браке с умершим;
- свидетельство о рождении;
- свидетельство о разводе и т. д.
Транспортное средство
После получения свидетельства о праве на наследство на транспортное средство в 2021 году наследнику необходимо торопиться перерегистрировать его, так как сроки по закону ограничены 10 днями с момента выдачи свидетельства. Затягивание со сроками грозит штрафом в 2 000 рублей. Что делать дальше для изменения регистрационных данных:
Пройти техосмотр, чтобы получить диагностическую карту транспортного средства.
Перезаключить договор и получить новый полис ОСАГО.
В ГИБДД (местном регистрационном центре) написать заявление и сдать пакет документов на перерегистрацию.
Уплатить госпошлину (850 рублей).
Перед тем как начинать процедуру оформления машины, нужно проверить, нет ли других претендентов на наследство, не находится ли транспортное средство в кредите, залоге.
Что делать наследникам после выдачи свидетельства?
Многие наследники, получив этот важный документ, спрашивают – что делать дальше? Дальше обязательна регистрация свидетельства. Это процесс достаточно затратный по времени. Зарегистрировать свидетельство о праве на наследство означает выдачу регистрирующим органом документа о собственности на имущество, полученное от наследодателя. Например, это может быть документ о собственности недвижимость, например, на дом.
Нотариальное свидетельство регистрируется в Росреестре. Для этого необходимо предоставить свидетельства:
- о смерти гражданина, который оставил наследство;
- от нотариуса по одному из известных оснований.
Эти документы нужно принести в Росреестр (оригинал и копия по одному экземпляру для наследников).
Где обжалуются действия нотариуса? Свидетельство о праве на наследство в суде может быть обжаловано. Это происходит тогда, когда гражданин считает, что документы от нотариуса не соответствуют требованиям закона либо нотариальные действия должен производить другой специалист. Существуют и иные случаи обращения в суд за помощью.
Государственная пошлина за выдачу свидетельства
Вступить в наследственные претензии и приобрести свидетельство о праве на наследство, образец которого предложен ниже, возможно лишь после того, как:
- Собран пакет обязательных документальных доказательств прав о принятии наследства.
- Составлено заявительное требование на приобретение свидетельства о праве на наследство по образцу.
- Выдача свидетельства о праве на наследство подтверждена квитанцией об уплаченной государственной пошлине.
Госпошлина рассчитывается в процентном эквиваленте от общей стоимости получаемого наследства:
- Для получателей, которые относятся к первым двум ступеням обязательного наследования, установлена фиксированная ставка в 0,3% от суммарного объема всех наследуемых ценностей. Этот пункт имеет исключения. Если получатели — это бабушка и/или дедушка завещателя, то они подпадают под вторую категорию плательщиков.
- Всем остальным наследополучателям придется заплатить 0,6% госпошлины.
Чем выше стоимость получаемых ценностей, тем больше будет сумма пошлина. Однако установлены все же и пределы выплат. Для первой категории плательщиков предельной суммы выплат является сто тысяч рублей. А вот для второй категории данный барьер в десять раз выше и составляет один миллион рублей.
Оценка имущества это важный фактор, который является обязательным, для оплаты госпошлины и получения бланка о правах. Имущество может оцениваться по разным категориям:
- рыночным ценам;
- кадастровой цене;
- инвентаризационным суммам;
- номинальному размеру.
При предоставлении нескольких оценочных листов принимается в учет тот, что указывает на наименьшую сумму.
Когда свидетельство по закону признается недействительным?
Документ может быть признан недействительным:
- выдан наследнику, который был объявлен судом недостойным;
- не были верно определены права других наследников;
- признание недействительным завещания, по которому проводилось рассмотрение наследственного дела (статья 1131 ГК РФ);
- пропущенный срок по уважительной причине одним из наследников (статья 1155 ГК РФ).
Свидетельство о праве наследования не является обязательным к получению. Но при его отсутствии наследник не сможет оформить свои права собственности на полученное имущество. Следовательно, будет ограничен в распоряжении им.
Он не сможет продать, подарить, сдать в аренду и завещать полученный по наследству объект. Поэтому лучше при вступлении в наследство оформить свидетельство и пройти регистрацию прав собственности на наследуемое имущество.
Случайно потеряли свидетельство? По статистике утрата документов – это дело вполне обыденное. В таких случаях совершенно не нужно нервничать. Ведь всегда можно восстановить официальный документ.
Порядок восстановления такого документа довольно прост. Для этих целей наследнику стоит обратиться к нотариусу, выдававшему оригинал. Этот специалист обеспечит выдачу копии. Срок оформления дополнительного документа зависит от занятости нотариуса. Часто эта процедура занимает всего лишь один день.