Rzdfine.ru

РЖД Финанс
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продажа унаследованной недвижимости: важные нюансы

Когда наследополучатель поучает недвижимость, он становится собственником с того момента, как наследодатель ушел из жизни. Но речь здесь идет о праве пользования. То есть в квартире можно проживать, а также оплачивать коммуналку, налоги и прочие расходы. А вот право на распоряжение квартирой (дарение или продажу) возникает только после того, как будет получено свидетельство о праве на наследство, квартира встанет на кадастровый учет, а право собственности будет зарегистрировано в Росреестре.

Квартира может находиться в залоге или быть приобретенной в ипотеку. В этом случае для того, чтобы стать полноправным собственником, надо получить разрешение залогодержателя или закрыть жилищный кредит. В противном случае сделка купли-продажи считается недействительной.

Оформление дома по наследству

Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.

В случае, если место проживания обладавшего имуществом неизвестно, то наследственное дело открывают по месту расположения наследуемого дома.

Для принятия наследства законодательством предусмотрен шестимесячный срок, начиная со дня смерти наследодателя.

В течение полугода со дня открытия наследства все претенденты должны обратиться к нотариусу и подать заявление о своем намерении его принять.

К заявлению прилагаются следующие документы и справки:

Свидетельство о смерти бывшего владельца дома или решение суда об объявлении его умершим.

Завещание (в случае наследования по завещанию).

Подтверждение с последнего места жительства наследодателя (отметка в домовой книге) о снятии с регистрационного учёта в связи с его смертью.

Документы, свидетельствующие о родственной связи наследника и наследодателя :свидетельство о рождении, об усыновлении, о заключении (расторжении) брака (или решение суда об установлении факта родственных связей).

На основании представленных документов нотариус проверяет и определяет круг наследников, их доли в наследуемом имуществе.

Документы для оформления наследства на жилой дом

Для оформления наследства на объект недвижимости нужен документ, подтверждающий, что наследодатель имел право владения данным жилым домом (договор дарения, купли-продажи, мены и т.д.).

Кроме этого, необходимо представить:

выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, обременениях (арест, залог) на объект недвижимости;

оценочную стоимость дома на день открытия наследства;

документы на земельный участок;

справку из налоговой службы об отсутствии задолженностей по налоговым платежам (в случае если дом был получен наследодателем по договору дарения).

Нотариус для выдачи свидетельства о наследстве может затребовать также дополнительные документы.

По истечении шести месяцев со дня открытия наследства свидетельство о наследовании выдается заинтересованным лицам.

Выдача свидетельства возможна раньше этого срока в соответствии со статьей 1163 Гражданского Кодекса .

«При наследовании, как по закону, так и по завещанию свидетельство о праве на наследство может быть выдано до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, если имеются достоверные данные о том, что кроме лиц, обратившихся за выдачей свидетельства, иных наследников, имеющих право на наследство или его соответствующую часть, не имеется».

После принятия документов нотариус может выдать справку об открытии наследственного дела.

Такая справка может понадобиться для обращения в Росреестр в случае, если дом не поставлен на кадастровый учет.

Читать еще:  Реструктуризация долга по кредиту

При получении дома в наследство возникает вопрос о переоформлении права земельного участка, на котором он расположен.

Согласно закону, свидетельство о праве на наследство, устанавливающее собственность гражданина на здание (дом) на указанных ниже земельных участках, дает право зарегистрировать на них собственность.

218-ФЗ от 13.07.2015 г.

«Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность».

Подробно о наследовании земельного участка рассказано в отдельной статье.

Регистрация дома, полученного по наследству

Свидетельство о праве на наследство подтверждает права наследника и является основанием для перехода права собственности на объект (дом) от умершего к наследнику.

Переход права обязательно нужно зарегистрировать в Росреестре («Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии»).

Обращаясь в орган регистрации права, вы получаете подтверждение факта возникновения права определенного лица на недвижимое имущество.

Возникновение таких прав на недвижимость удостоверяется выпиской из ЕГРН (с 15.07.2016 г. свидетельство больше не выдается, подробнее читайте здесь).

Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость платная — за нее взимается госпошлина (ее размеры и порядок уплаты смотрите здесь).

В заключение хочется отметить, что оформление жилого дома, полученного по наследству, довольно сложный процесс.

Наследнику придется обращаться в различные службы, но только после регистрации объекта (дома) в реестре недвижимости (Росреестре) возможно свободно им владеть и распоряжаться.

Порядок принятия квартиры по наследству

После смерти наследодателя претендентам на его имущество потребуется совершить ряд шагов. Во-первых, о своем праве на наследство надлежит заявить в течение полугода после смерти наследодателя. Обращаться для этого необходимо в нотариальную контору. Чтобы оформить свидетельство о праве на наследство, претенденту придется подготовить определенный пакет документов.

Варианты наследования квартиры

Порядок оформления документов

Подготовка документов

При оформлении прав по наследству потребуется собирать два пакета документов. Один подается при первичном обращении к нотариусу. Он содержит свидетельства, подтверждающие права наследника:

  1. Общегражданский паспорт.
  2. Документы, подтверждающие степень родства.
  3. Свидетельство о смерти. Нужен оригинал. Иногда представить его невозможно, если получал свидетельство один из претендентов на наследство, а по итогу их оказывается несколько, и между ними ведутся наследственные споры.
  4. Документы, которыми заявитель может подтвердить, что он относится к льготной категории, а значит, имеет скидку при оплате госпошлины.

После того как нотариус откроет дело о наследстве, потребуется дополнительно собрать и представить еще пакет документов, если оформляется в наследство квартира:

  1. Справка из БТИ о технических характеристиках имущественного объекта.
  2. Экспертное заключение о стоимости квартиры.
  3. Выписка из Росреестра.
  4. Справка об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Получить ее можно в управляющей компании.

За получение ряда справок придется внести пошлину.

Обращение в нотариат

Полученную в наследство квартиру следует первично оформлять через нотариуса. Первый раз к нему надлежит обратиться в течение полугода после кончины наследодателя, чтобы было открыто дело о наследовании. Срок пропускать не рекомендуется. Восстанавливать его сложно и возможно при наличии ряда причин. Наиболее распространенная из них – наследник просто не имел информации о смерти наследодателя.

Читать еще:  Норма провоза, габариты ручной клади в самолете

Учитывая, что обращаться в нотариальную контору следует по месту проживания наследодателя, не все наследники могут это сделать в установленный срок. В таком случае допускается отправка заявления о принятии имущественной массы, полученной по наследству через почту заказным письмом. Только следует это заявление заверить у нотариуса по месту нахождения заявителя.

После открытия дела потребуется дополнительно собрать документы, касающиеся непосредственно квартиры, полученной в наследство. К окончанию 6-месячного срока их надлежит представить нотариусу. Далее последний формирует свидетельство о получении наследства и предоставляет его наследнику.

Если имущество получают по завещанию, сроки соблюдаются идентичные. Нотариус зачитывает документ в течение 15 дней после кончины наследодателя в присутствии потенциальных наследников. Далее ожидают полгода на случай, если какое-то лицо намеревается завещание оспорить.

По завершению 6 месяцев наследнику предоставляют свидетельство о принятии наследства.

Регистрация недвижимости

Полученная по наследству квартира не станет собственностью, пока новый владелец не зарегистрирует свои права на нее в Росреестре. При обращении в ЕГРН потребуется представить:

  1. Общегражданский паспорт.
  2. Техническую документацию на недвижимость.
  3. Свидетельство, оформленное нотариусом.

После проверки информации новому владельцу выдают свидетельство о праве собственности.

Стоимость оформления унаследованной квартиры в собственность

Стоимость оформления квартиры в собственность складывается из затрат, понесенных на каждом этапе процедуры оформления.

Основные платежи предстоят при следующих действиях:

  • при обращении к нотариусу за розыском завещания, открытием наследственного дела и получением Свидетельства собственника;
  • при проведении оценки стоимости квартиры;
  • при регистрации недвижимости в органах ЕГРП.

Основную часть затрат придется понести у нотариуса. Там придется заплатить:

  • за розыск завещания и (в случае закрытого завещания) вскрытие конверта и оглашение содержания документа, около 400 — 500 рублей ;
  • за открытие наследственного дела и оформление электронного заявления – 300 рублей ;
  • госпошлину, размер которой составляет для близких родственников 0,3% , а для остальных граждан 0,6% от оценочной стоимости квартиры.

Регистрация права собственности на унаследованную квартиру

Обязательна ли регистрация права собственности в органах Росреестра? Рекомендуется это сделать. Когда у правопреемника на руках есть лишь свидетельство о праве на наследство, то для него существуют определенные ограничения в отношении перешедшего имущества.

Наследник, не зарегистрировавший свои права, лишается возможности распоряжаться такими объектами по своему усмотрению. Процедура регистрации — последний шаг по оформлению прав, по окончании которой за гражданином закрепляются его законные права.

В первую очередь следует до истечения шестимесячного срока после ухода из жизни наследодателя посетить нотариальную контору и предоставить такой пакет документов:

  • бумаги, подтверждающие основание наследования (завещание, в случае, если оно оформлялось либо документы, доказывающие факт родственных отношений с умершим);
  • правоустанавливающие документы на принадлежащие наследодателю объекты недвижимости;
  • документ, подтверждающий личность явившегося лица;
  • свидетельство о смерти, полученное в органах ЗАГС.

По окончании процедуры сбора бумаг, наследнику надлежит обратиться к нотариусу для написания заявления, выражающего волю указанного лица на вступление в наследственные права.

Читать еще:  С чего берутся и не берутся алименты на ребенка

Работником нотариальной конторы производится оценка представленных документов. При условии, что все необходимое имеется, их принимают в производство. По окончании процесса оформления прав у нотариуса можно регистрировать право в соответствующих органах.

Как зарегистрировать право собственности на жилое помещение

В случае смерти гражданина принадлежащая ему недвижимость остается зарегистрированной на его имя. Для того, чтобы наследник стал законным владельцем перешедшей ему собственности, нужно зарегистрировать свои права.

Процедура эта допускается только тогда, когда правопреемником предъявляется в компетентный орган свидетельство о праве на наследство, являющееся его правоустанавливающим документом.

Если наследник не оформил в установленном порядке свои права в нотариальной конторе, то произвести регистрацию прав не представляется возможным. Для приобретения правомочия по проведению различных сделок с имуществом, регистрация потребуется обязательно.

В какие органы следует обратиться

Для регистрации прав на жилые помещения на территории нашего государства функционируют органы Росреестра. Для отчуждения гражданином перешедшей в порядке наследования недвижимости любым способом регистрация права собственности обязательна, так как для того, чтобы получить возможность распоряжаться имуществом, важно закрепление имеющихся прав.

Наследование приватизированной квартиры после смерти мужа.

Кому достанется приватизированная квартира после смерти собственника, читайте тут.

Порядок государственной регистрации

Регистрация происходит в следующем порядке:

  1. Наследник обращается в территориальный отдел регистрационной службы по месту нахождения наследственного имущества (с 2014 года можно подать документы через МФЦ, работающие под брендом «Мои документы»);
  2. Наследник подает необходимые документы, с перечнем которых Вы можете ознакомиться ниже;
  3. Работниками службы ЕГРН или отделения МФЦ осуществляется экспертиза документов. Право наследника на наследственное имущество сопоставляется с ранее зарегистрированными правами наследодателя;
  4. В случае выявления каких-либо нарушений, процедура приостанавливается;
  5. Если нарушения невозможно устранить, наследник получает отказ в регистрации;
  6. Если нарушения не выявлены, в Единый гос. реестр права на недвижимое имущество вносится регистрационная запись;
  7. Оформляются и выдаются наследнику документы, свидетельствующие о государственной регистрации права на унаследованное недвижимое имущество.

Что может послужить отказом?

Претендентам могут отказать в получении права собственности на объект наследования. Причины могут быть разные, они зависят от многих факторов. Примерный список ситуаций, которые могут послужить для отказа:

  • арест имущества;
  • обременение имущества;
  • разногласия между сторонами;
  • отсутствие доказательств родства и другие причины.

Чтобы решить проблему со вступлением, следует обратиться за помощью к юристам и адвокатам.

Регистрация права собственности по наследству в МФЦ имеет следующие преимущества:

  1. Удобство.
  2. Быстрое оформление.
  3. Отсутствие необходимости ходить по нескольким инстанциям и стоять в очередях.

Подводя итог, хотелось бы отметить то, что заниматься вопросом наследства следует вовремя. Если собрать документы в установленный законом срок, то проблем со вступлением не будет. А благодаря многофункциональным центрам, все операции можно совершить в одном месте.

Оставить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector