Rzdfine.ru

РЖД Финанс
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оскорбление несовершеннолетнего взрослым и ответственность по КоАП РФ

Оскорбление несовершеннолетнего взрослым и ответственность по КоАП РФ

Представители старшего поколения полагают, что современные дети растут бесчувственными, поддавшись влиянию интернета и различных фильмов, поэтому безболезненно снесут любое оскорбление. Поэтому взрослые, не задумываясь о последствиях могут оскорбить честь и достоинство ребёнка. Это не так. Детская психика словно губка впитывает любые эмоции, в том числе и негативные. Поэтому подвергаясь регулярным насмешкам со стороны окружающих, дети могут обзавестись массой комплексов, которые сохранятся на всю жизнь.

Однако несовершеннолетние не означает бесправные, и в действующем законодательстве предусмотрена статья за оскорбление несовершеннолетнего ребёнка.

Содержание:

Буллинг в школах – явление весьма и весьма распространённое. Само это слово является заимствованным из английского языка и переводится как хулиганство.

Буллинг, по своей сути, и является хулиганством, выражающимся в явном пренебрежении социальными нормами и унижении чести, достоинства другого человека. Прямая ответственность за буллинг действующим законодательством не предусмотрена, но у пострадавшей стороны имеются определённые дисциплинарные и гражданско-правовые механизмы защиты своего ребёнка.

Эти механизмы можно разделить как на самостоятельные, выполняемые только родителями, так и на коллективные – когда родитель воздействует на хулигана и его родителей с помощью школьных и государственно-муниципальных инстанций.

Именно о коллективном механизме воздействия и пойдет речь ниже. В случае достижения хулиганом возраста шестнадцати лет, вполне возможно его привлечение к административной ответственности; как указывалось выше, «буллинг» вполне подпадает под смысл статьи 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Шаг 1. Собираем документы и доказательства

Первым делом необходимо собрать и удостоверить у нотариуса доказательную базу для дальнейших действий. Такой базой могут быть:

  • фото;
  • видео;
  • аудиозаписи;
  • скриншоты переписок;
  • свидетельские показания других людей;
  • справки о побоях от медицинской организации или судебно-медицинское заключение (в случае физического насилия);
  • испорченные вещи (порванные рубашки, сломанные карандаши и тому подобное).

Кроме сбора доказательной базы следует обратиться к психологу. Важно, что у специалиста должен быть диплом о высшем образовании, который подтвердит его компетенцию, а его заключение может быть использовано в качестве доказательства в дальнейшем.

Узнайте, обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, или соберите необходимые доказательства! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением «Где мои дети».

Шаг 2. Привлекаем школу

Затем, имея на руках доказательную базу, следует обратиться к школьному психологу, директору, классному руководителю ученика.

К сожалению, очень часто педагогический и административный состав не видит никакой проблемы в таких ситуациях и не собирается вмешиваться, оправдываясь словами «дети сами должны разобраться», так как любое разбирательство будет чревато возможными проверками «свыше».

Если же взаимодействие с сотрудниками школы провалилось, нужно начать писать жалобы.

Для начала нужно направить на имя директора школы официальное письмо с описью вложения и уведомлением о доставке. В письме необходимо описать сложившийся конфликт, перечислить все доказательства буллинга и потребовать вмешаться в ситуацию.

Если директор не предпримет никаких действий, направленных на урегулирование конфликта или вовсе игнорирует письмо, его действия можно рассматривать как повод для обращения в прокуратуру с сообщением о бездействии должностного лица.

Кроме прокуратуры, обратиться следует:

  • в управу района;
  • комиссию по делам несовершеннолетних;
  • полицию (в случае достижения возраста административной ответственности);
  • департамент образования вашего региона.

Шаг 3. Обращаемся в соотвествующие органы

В управу района и департамент образования пишем о бездействии директора, в комиссию по делам несовершеннолетних – на то, что обидчик нарушает честь и достоинство ребёнка, портит его вещи, что его поведение является девиантным и, скорее всего, его родители не исполняют обязанности по воспитанию. По результатам такого обращения родителей ребёнка могут привлечь к ответственности по статье 5.35 КоАП за вышеуказанное неисполнение родительских обязанностей.

В полицию, если хулиганом был достигнут возраст 16-ти лет, сообщаем об административном правонарушении по составу, предусмотренному статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). В заявлении также следует указать всю собранную доказательную базу, а после приёма заявления – талон-уведомление, который подтверждает факт приёма заявления о правонарушении.

Шаг 4. Готовимся к суду

Вместе с этим, начинайте сбор документов для суда. Потребуется вся доказательная база, заключение специалиста-психолога о тяжёлом психологическом состоянии, моральном терзании. Если у вас нет времени, знаний или желания заниматься этим самостоятельно – рекомендуется нанять юриста.

В исковом заявлении, направляемом в районный суд, вам нужно ссылаться на статьи 151 (компенсация морального вреда) и 1064 (возмещение имущественного вреда) ГК РФ. К заявлению следует приложить все нотариально засвидетельствованные доказательства причинения вреда и заключение психолога.

Важно правильно исчислить компенсацию морального вреда: к сожалению, единой методики и формулы составлено не было, а размер компенсации исчисляется на усмотрение суда. Размер возмещения имущественного вреда исчисляется исходя из рыночной стоимости повреждённых вещей.

Судебная практика благосклонна к «жертвам» буллинга — при сборе достаточного количества доказательств, суд принимает решение в пользу пострадавшего лица.

Что делать, если учитель обижает ребенка

Если учитель оскорбляет, высмеивает малыша перед классом, приказывает ему стоять на протяжении всего урока, дает подзатыльник, бьет указкой по ногам, рукам или телу, разговаривает с ним в язвительном тоне, намеренно занижает оценки, то это повод разобраться и наказать педагога.

Некоторые мамы и папы, узнав, что учитель плохо поступает с их малышом, переполняются эмоциями, начинают вести открытый конфликт с обидчиком, угрожать ему. Это неправильный подход. Важно сохранять спокойствие и благоразумие. Действовать в такой ситуации нужно грамотно.

Что делать, если учитель обижает ученика, стоит решать исходя из степени выраженности противоправных действий педагога, результативности общения с ним. В любом случае рекомендуется поговорить по поводу сложившейся ситуации с классным руководителем.

Читать еще:  Можно ли выехать за границу, если есть открытые кредиты с просрочками

Родителям не стоит делать следующее:

  • Ругать педагога, оскорблять его и унижать.
  • Разбираться с учителем в присутствии детей или представителей педагогического персонала.
  • Нервничать, раздражаться.
  • Угрожать учителю прокуратурой, санкциями.
  • Писать жалобы в вышестоящие инстанции без предварительного общения с директором школы.

Подобные действия могут лишь усугубить ситуацию.

Решение мирным путем

Решать конфликт в школе лучше мирным путем. Сначала стоит встретиться и поговорить с учителем, который обижает ребенка. Необходимо попросить педагога объяснить свое поведение, негативное отношение к малышу. Важно внимательно выслушать учителя, а затем проанализировать, соответствует ли его рассказ жалобам со стороны сына (дочери). Если есть подозрения о том, что педагог лукавит, то надо пообщаться с детьми класса, в котором учится ребенок. Это поможет прояснить картину.

Часто беседа с родителями исправляет отношение педагога. Но бывают случаи, когда разговора с учителем, оказывается недостаточно. Тогда этот вопрос стоит поднять на родительском собрании. Хорошо, если среди мам и пап детей класса, нашлись единомышленники. В одиночку настоять на решении проблемы будет трудно.

Как написать заявление на учителя за оскорбление

Бывают случаи, когда общение с педагогом, который оскорбляет и унижает ученика, классным руководителем не приносит положительного результата. В таком случае нужно написать жалобу на учителя и подать ее на рассмотрение директору. Этот документ представляет собой письменное заявление, в котором родители излагают ситуацию и просят разобраться.

Подавать заявление на педагога, который превышает свои полномочия, нужно в законном порядке. Жалоба директору школы принесет результат, если неправомерное поведение преподавателя носит непостоянный характер.

Если учитель регулярно оскорбляет, бьет ученика, директор школы не реагирует на жалобу родителей, тогда заявление рекомендуется подать в вышестоящие инстанции сферы образования. В этом случае преподаватель будет отвечать за свои действия по закону. За моральное и физическое насилие педагог может быть привлечен к уголовной либо административной ответственности.

Образец жалобы можно скачать в интернете. Желательно при составлении заявления обратиться за консультацией к юристу. Специалист поможет грамотно написать документ, укажет положенный уровень дисциплинарного взыскания.

Подавать заявление на учителя имеют право:

  • родители;
  • законные представители ученика;
  • коллектив родителей класса.

Правила составления жалобы:

  • Указать наименование и местоположение учебного учреждения, ФИО и должность адресата, ФИО составителя с указанием полномочий.
  • Описать суть обращения. Важно подробно изложить проблему, обстоятельства конфликта с учителем, отметить ФИО педагога и пострадавшего от него ученика.
  • Информацию оформлять в официальном стиле.
  • Нельзя делать исправлений, зачеркиваний.
  • Указать пожелания по мерам, которые хотелось бы применить к педагогу.
  • В конце заявления нужно поставить дату и подпись.

Рекомендуется приложить материалы, которые подтверждают вину учителя. Это могут быть запись разговора педагога с учеником, видеоролик.

Не допускается употребление в заявлении ненормативной лексики, оскорблений личности учителя. Также важно понимать, что за дачу заведомо ложной информации предполагается ответственность.

Как поменять учителя в классе: действия родителей

Если преподаватель обижает многих детей в классе, то его можно поменять. Для этого родителям пострадавших малышей следует действовать сообща. Есть два варианта решения проблемы.

Первый заключается в том, что родители обращаются в администрацию школы с просьбой заменить педагога. Это делать стоит в письменной форме, подав заявление-жалобу. В документе по пунктам нужно изложить претензии, подтвердив их фактами и заверив подписями родителей класса. Составлять жалобу надо в двух экземплярах: первый образец дается директору, а второй с подписью секретаря о получении остается на руках у заявителя.

Второй способ решения проблемы – обратиться в администрацию школы с просьбой перевести малыша в другой класс, в котором не преподает определенный учитель. Необходимо подать заявление. Надо учитывать, что руководство школы может отказать в такой просьбе. На это есть ряд причин:

  • укомплектованность классов;
  • боязнь создать прецедент;
  • расхождения в образовательных программах классов.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что придется не один раз встретиться с администрацией учебного заведения, чтобы добиться своей цели.

Таким образом, если ребенок жалуется на то, что его обижает учитель, нужно выяснить подробности ситуации, пообщаться с преподавателем и детьми класса. Если путем переговоров не удалось добиться положительных изменений, тогда стоит писать жалобу на руководство школы. Если директор не реагирует на заявление родителей, тогда необходимо обращаться в вышестоящие инстанции.

«Хорошего учителя никто никогда не оскорбит». Директор школы, юристы и психолог — о штрафах за оскорбление педагогов

Профсоюз учителей подготовил законопроект, в котором предлагает ужесточить ответственность за оскорбления и издевательство над учителями — например, ввести штраф до 5 000 рублей за хамство, а за ненадлежащее воспитание ребёнка увеличить сумму наказания до 3 000 рублей. В особо тяжёлых случаях, когда школьник нападает на учителя и наносит ему травмы, предлагают ввести уголовную ответственность. Мы попытались разобраться, что такой закон будет значить для школ, детей и родителей.

«Если тебя оскорбляют ученики, значит, ты это оскорбление спровоцировал»

Ефим Рачевский, директор школы № 548

Знаете, на что это похоже? На ситуацию: «Я полюбил женщину, а она не отвечает мне взаимностью. Я обращаюсь в районный отдел полиции. Не можете ли вы её оштрафовать?»

В основе этого законопроекта лежит непонимание одной глубинной вещи. Учитель и ученик по определению не могут быть равными правовыми субъектами. Ученик не обладает всей правовой полнотой, потому что он ещё несовершеннолетний. А учитель — взрослый, наделённый знаниями основ педагогики, особенностей возрастной психологии, жизненным опытом.

Есть такая латинская поговорка: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». А я её переверну: что позволено ребёнку, то взрослому не позволено. Такие инициативы, как правило, исходят от учителей, которые отличаются достаточно высоким уровнем непрофессионализма.

Читать еще:  Можно ли алименты перечислять на счет ребенка до 18 лет

Хорошего учителя никто никогда не оскорбит. А плохому учителю нечего делать в школе

Если к нему подойти и сказать: «Ты козёл, или…»? Тогда мы уже попадаем под статью какого-либо кодекса — вот тебе и штраф. Зачем же выделять учителей в отдельную категорию оскорбляемых? Это попытка кальки с закона об оскорблении власти. Но если представитель, к примеру, муниципальной или региональной власти ведёт себя как нехороший человек? А потом мы узнаем, что он ещё и взяточник?

В российском законодательстве всё уже есть. Если какой-нибудь нетрезвый папа придёт к классному руководителю проблемного сына и оскорбит — он, как гражданин, может написать заявление в полицию и закон будет на его стороне. Чего ещё выделять-то?

Давно пора перестать считать, что учитель — это эксклюзивная профессия. Она не эксклюзивная, а массовая. В России сегодня больше миллиона учителей. Есть такое классическое поздравление с Днём учителя: «Желаем вам успехов в вашем нелёгком, но благородном деле». Тот, кто это писал, по всей видимости, не спускался в шахты Норильска. Учитель — это прекрасная профессия. И профессионал получает удовольствие от своей работы. Плюс к этому у него ещё есть двухмесячный отпуск и льготная пенсия по выслуге лет.

Учитель имеет дело не с потоком неудовлетворённых дольщиков жилья, а с благодарнейшей частью человечества — с детьми. Это кайф

Если они тебя оскорбляют, значит, ты это оскорбление спровоцировал. Бывают, конечно, случаи, когда ты не провоцируешь, а становишься жертвой. Но они единичны и с ними нужно разбираться индивидуально и профессионально. А педагог это сделает лучше любого стража закона.

В стране 16 миллионов школьников. Случаев, когда обижают учителя, — немного, но каждый из них, попадая в сеть, создает ощущение массовости. Даже если кто-то кого-то оскорбил, нужно разбираться с каждым конкретным случаем, и совсем необязательно использовать для этого репрессивно-правовые методы воздействия. Здесь нужны педагогические методы взаимодействия.

Представьте себе школьника, которого отвергла девочка из параллельного класса. У него мир переворачивается и жизнь рушится, а ему говорят, что он неправильно написал слово «корова». Конечно, он может отреагировать непредсказуемо. Звать полицию? Или поговорить?

«Профсоюз учителей хочет полностью снять с себя обязанности по воспитанию детей»

Юрист «Правозащиты Открытки» Эльза Нисанбекова

Действующее законодательство направлено на логичную структуру: взрослые люди — учителя, родителя, воспитатели — должны воспитывать ребёнка. Профсоюз учителей, похоже, полностью хочет снять с себя обязанность по воспитанию детей и перекинуть её на правоохранительные органы. Например, в законопроекте предлагают сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних о детях, оскорбивших учителя. То есть вместо того, чтобы объяснить ребёнку, что плохо, а что хорошо, предполагается, что это сделает сотрудник ПДН.

«Я была для них развлечением, лекарством от скуки». Учительница — о том, как стала жертвой детской травли

Также в новом законопроекте требуют выделить педагогических работников в отдельную социальную группу и наказывать особо за совершение противоправных действий в их отношении. Об этом, в частности, говорят предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс и КоАП РФ. Это, на мой взгляд, излишне, ведь административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения 16 лет. Примерно в этом возрасте дети уже оканчивают школу. А более молодых школьников будет невозможно привлечь к административной ответственности. Если говорить о привлечении к уголовной ответственности — там тоже по общему правилу возраст уголовной ответственности наступает в 16. За особо тяжкие преступления — в 14.

Я безусловно согласна, что наносить побои педагогическим работникам недопустимо, но Уголовный Кодекс уже содержит аналогичные статьи

Например, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (статья 111) или об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (статья 112). Выделение отдельного наказания за причинение вреда педагогическому работнику не обосновано. Что касается какой-то дополнительной ответственности для родителей нерадивых учеников, то её законом не предусмотрено.

А ещё законом никак не прописана дополнительная процедура какого-то расследования, в случае, если неправомерные действия ученика стали следствием неправомерного поведения учителя. Но у нас есть действующее законодательство, которое предусматривает возможность расследования всех обстоятельств дела и право на самозащиту.

«Задача педагога — видеть в ребёнке человека, даже если он пытается тебя обидеть»

Психолог Анна Боева

В российском современном образовании, к сожалению, очень сильна конкуренция между учителями и родителями. Последние стараются много ответственности переложить на школу, а школа — на родителей, и, самое неприятное, школа боится родителей. Сейчас государственная система устроена так: если ты написал жалобу, тебе в руки попадает очень много власти. Школа в некотором смысле находится в заложниках: и постоять за себя не может, и сделать так, как считает нужным, тоже не может, потому что боится, что родители возмутятся. Кажется, что такой законопроект — это попытка школы «огрызнуться» на тему того, что происходит. А происходит вседозволенность.

Рамки для детей и родителей очень расширены. В воздухе витает идея, что родитель — всегда заказчик, что клиент всегда прав. Но это не так

Школа — это место, где должны прививаться ценности, где дети должны справляться с трудностями. Это не значит, что нужно бить или жестоко их наказывать, но значит, что в школе есть ситуации, где нужно прикладывать усилия — и родителям, и детям.

Я думаю, такой закон будет неэффективен. Современные исследования показывают, что позитивные подкрепления работают лучше, чем наказания. Они, в большинстве своём, неэффективны. Идея про штрафы даже как-то нелепо звучит. Учитель должен воспитать ребёнка и, в частности, научить его разговаривать, корректно выражать своё отношение и прочее. Но я думаю, что школы очень связаны по рукам и ногам.

Читать еще:  Образец ходатайства об отложении дела

Задача педагога — видеть в ребёнке человека, даже если он пытается тебя обидеть. Надо понять: что сейчас происходит, почему он так реагирует? Живые реакции — это хороший опыт для ребёнка его возраста: так он понимает, к чему приводит тот или иной формат общения. Важно давать обратную связь.

Учителя в соцсетях: двойная жизнь или осознанная правда

Подростки — это правда очень сложная категория людей. С ними сложно работать любому человеку, потому что это много драйва, но и одновременно много трудностей — они очень неустойчивые создания и находятся в состоянии «перерождения». Это вызывает очень много чувств, с которыми надо справляться.

Подросткам границы важнее, чем многим другим. Если ребёнок может так себя вести, значит, ему не хватает каких-то правил. И учителя, и родители должны ставить рамки. Все находятся в одной лодке — все хотят вырастить счастливого человека. И если мы все будем биться между собой — психологи — с учителями, учителя — с родителями, а родители — с психологами, этой цели никто не достигнет.

«Я не вижу никакой логики этих поправок в принципе»

Алёна Попова, юрист, правозащитник, сооснователь «Вместе против травли»

Поскольку в России никак не профилактируется насилие, все нормы, ужесточающие ответственность за насилие или оскорбление в отношении педагога, кусочные и ни к чему не приведут. В законе об образовании и так отмечен особый статус педагогов по отношению к ученикам. Они и так должны соблюдать дисциплину и нормы учебного заведения. Родители и так (в соответствии с законами РФ) несут полную ответственность за деяния не полностью деликтоспособного несовершеннолетнего, то есть ребёнок не несёт полной ответственности за свои действия или бездействия в соответствии с законом.

Моя бабушка была завучем в советской сибирской сельской школе. И меня родители воспитали так, что учителя казались богами, несущими мне знания. Это моё отношение сложилось в том числе и потому, что учителя уважали нас и никогда не позволяли себе травлю, буллинг, оскорбления или унижение нашего человеческого достоинства.

Давайте зададимся вопросом, а почему не проводят профилактику буллинга в школе?

В том числе со стороны учителей. Мы знаем массу случаев, когда педагоги, например, называют детей «тупой/тупая», «скелет», «косоглазая», тем самым поддерживая и создавая дикую травлю детей. Часто учителя потакают ей.

Поэтому не вижу никакой логики в этих поправках в принципе. Это односторонняя идея, которая приведёт не к решению проблемы неуважения к учителям (а она и правда огромная), а к росту буллинга и молчания о нём, если учитель травит ученика. Все меры должны быть логичными, системными и профилактическими. С насилием и неуважением надо бороться не такими же методами, а профилактикой. Об этом мы много лет говорим.

В течение недели «Мел» пытался связаться с заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовью Духаниной, которая, как сообщалось, поддерживала данную инициативу. Ответа на запрос о комментарии мы пока не получили. В интервью «Комсомольской правде» от 29 февраля она говорила: «Я к этим законопроектам отношения не имею. Ставить свою подпись под документом коллег-депутатов я отказалась. И профсоюз со своими штрафами не вовремя объявился».

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Можно ли квалифицировать срыв урока как оскорбление?

— В отношении срыва урока необходимы детали произошедшего, однако если срыв урока был лишь следствием отсутствия дисциплины или отсутствия авторитета учителя, невозможности успокоить или повлиять на учеников, суд при разбирательстве может не рассматривать данное действие или бездействие учеников в качестве оскорбления.

Ральф Хедли, «Журнал прогулок», фрагмент

— Скорее всего, было множество жалоб. А с другой стороны, сейчас профессия учителя непривлекательна, никто не хочет работать в школе, в особенности, если это общеобразовательная школа, каких большинство. Размер заработной платы тоже стоит учесть: раньше, в советское время, если зарплата и была маленькой, то хотя бы культивировалась роль учителя. Я помню свои школьные годы: мы все проходили через переходный возраст, но не допускали наглости по отношению ко взрослому. Учителей сейчас мало, а хороший учитель — настоящая ценность, — предполагает педагог.

По словам вице-министра образования и науки РК Рустема Бигари, он сожалеет о том, что на сегодняшний день в стране насчитывается всего 5 тысяч учителей с магистерской степенью на «более полумиллиона» педагогов. Из этого условного полумиллиона никто с момента вступления закона в силу еще не подал ни одной жалобы. Более того, очевиден факт, что учителей не хватает не только в регионах , но и в столичных школах. Это значит, что школы переполнены, а в классах — по 40 и более учеников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector